Отвращение, почему я чувствую к нему. Отвращение — основа нравственности? Противное чувство

Психология эмоций: чувства под контролем Дубравин Дэн

Тренинг № 12. Чувство отвращения. В чем символ настоящей близости?

Отвращение часто наступает после удовольствия, но часто и предшествует ему.

Коко Шанель

Для чего нам понадобилось изучать это на первый взгляд отвратительное чувство и учиться управлять им? Некоторые психологи и антропологи приходят к выводу, что большинство людей пользуются этим чувством не по назначению. Но обо всем по порядку.

Мой опыт. Помню случай, как одна мама сильно ругала своего малыша прямо на улице. «Ты мне противен, ты мне омерзителен, меня от тебя уже тошнит», – летело из ее уст. Ребенок только рыдал, держась за подол ее юбки и что-то пытался сказать в свою защиту. Мать обвиняла ребенка в том, что он покакал на лужайке возле скамейки. В этот момент у ребенка формируется связка отвращения. То есть не сам факт того, что он покакал был отвратительным для его мамы, а лично он стал отвратительным, а значит нелюбимым. Мать же, не понимая долгосрочных последствий своих действий, подрывала еще не окрепший фундамент окейности своего ребенка. Почему родители так недальновидны в своих воспитательных инвестициях?! Или причина в другом?

Физиологическая природа отвращения

Чувство отвращения – это проявление неприязни к какому-то объекту, его отторжение. Сама мысль об объекте отвращения может вызывать это чувство. Наивысшее проявление отвращения – тошнота. Это чувство имеет очень мощную связь с физиологией как природный механизм безопасности.

Люди – крайне брезгливые существа. Даже когда мы едим мясо, мы готовы переваривать только мизерную часть видов существующих на земле съедобных животных. Нас отталкивают незнакомые привычки в гигиене, физический контакт с чужаками, даже наше собственное тело – его запах и волосы, жировая ткань и отмирающие кожные клетки, любого рода производимая им жидкость, за исключением слез. Не говоря уже о том, сколь многие испытывают непреодолимое отвращение к манипуляциям с генами, склонности обмениваться одеждой или определенным видам сексуальной активности.

Пол Блум, психолог Йельского университета

Отец современных исследований этого чувства психолог Пол Розен утверждает, что отвращение помогло человечеству выжить. Рвотный рефлекс выработался как реакция на попадание в организм ядовитого вещества. Проявив брезгливость, человек как бы обвиняет другого в нечаянном или умышленном стремлении нанести ему вред, передать какую-либо инфекцию. Таким образом, возглас «ФУ!» дает понять окружающим, что рядом что-то опасное для здоровья.

Например: Почему так ужасно пахнет труп? Трупный яд – один из самых токсичных и опасных ядов. Наши предки это хорошо усвоили. Люди – не падальщики, потому разлагающаяся еда для нас очень опасна. Рвотные массы могут быть источником различных инфекций для человека, хотя я видел животных, которые едят блевоту своих собратьев. Типичные объекты, вызывающие чувство отвращения, это:

Трупный запах,

Уверен, что даже если вы только представите себе каждый из этих объектов, у вас сразу появятся неприятные ощущения. Исключение составляют случаи, когда кто-то работает с этими объектами, и поэтому сознательно подавил свое отвращение к ним. Хотя я знал одного студента хирурга, у которого при виде крови наступало полуобморочное состояние.

Анекдот: Хиpуpг возвpащается домой с pаботы. Hавстpечу ему с pадостным лаем бpосается любимый пес. Хиpуpг его гладит и пpиговаpивает:

– Миленький, хоpошенький… Зpя подлизываешься. У меня сегодня не опеpационный день.

Если говорить об отвращении как неприятии выше описанных явлений, то, по моему мнению, это естественная защитная реакция, которую сложно назвать патологической брезгливостью. Когда-то излишняя брезгливость даже поощрялась в обществе. В период расцвета эпидемий, брезгливость помогала выживать. Она была уделом людей из высшего общества, которые брезговали буквально всем и могли даже потерять сознание от неприятного запаха. Сниженная брезгливость была уделом низших сословий общества.

Отвращение – чувство-сигнализатор, необходимый для выживания, так же, как боль или страх. За средневековую не брезгливость Европа платила тысячами умерших от чумы и холеры, а за индустриальное расширение городов – миллионами погибших от тифа и оспы. Потому и закрепляется в любой городской культуре идеал чистоты, величественный и сияющий, как снежная вершина Эвереста, который хозяйке дома суждено покорять каждую свободную минуту.

Николай Козлов, психолог, руководитель клуба «Синтон»

Психологическая природа отвращения

Люди от природы наделены способностью испытывать чувство отвращения. И мы научились испытывать его по отношению ко многим объектам или явлениям. Это уводит нас от природного предназначения этого чувства. Чувство отвращения способно создать свой «черный список».

В ряде исследований было показано, что брезгливость по отношению к нарушителям моральных норм и к болезнетворным организмам имеет больше сходства, чем кажется. Начать хотя бы с того, что оба этих чувства порождают одинаковые гримасы.

д-р Валери Кертис, директор Центра гигиены в Лондонской школе гигиены и тропической медицины

Анекдот:

– Ты постирал носки?

– Ага.

– С порошком?

– С отвращением…

А бывают такие случаи, когда это чувство становится настолько развитым, что делает человека просто одержимым отвращением ко всему вокруг. Вспомните, например, подобную одержимость чистотой у героя фильма «Авиатор». Отвращение вызывает желание отстраниться, избежать контакта. Представьте на минуту, что чувства отвращения стало в вас в два раза больше. А в пять раз? А в десять?

Мутация ОТВРАЩЕНИЯ

В 1955 году выдающийся американский психолог Гордон Олпорт предложил «мысленный эксперимент» с отвращением: «Сначала подумайте о том, чтобы проглотить слюну, накопившуюся у вас во рту, или просто ее проглотите. Затем представьте, что вы сплевываете ее в стакан, а затем выпиваете! То, что казалось естественным и «своим», внезапно становится отвратительным и чужим».

Человек с его развитой нервной системой достиг уровня, при котором чувство отвращения может вызывать не только физиология. В нашем сознании постоянно строятся нейронные связи. В результате таких связей чувство отвращения может вызывать:

Определенный человек,

Определенное поведение,

Определенная группа людей,

Определенное место,

Определенная музыка,

Определенное событие,

Определенная дата и т. д.

Мой опыт. Помню, как у меня вызывал физическое отвращение поход к репетитору по математике, когда я учился в школе. Она настолько сильно подавляла меня психологически, что одна мысль об общении с ней вызывала у меня приступы рвоты. Я не мог отказаться от ее услуг, так как моя мама платила ей деньги и контролировала мои походы. Когда наши встречи прекратились, я испытал состояние физического облегчения, как будто я долго не мог сходить в туалет и наконец это произошло.

Подобные истории я слышал от своих друзей и знакомых по поводу различных событий и людей.

Влияние выгоды отвращения

Сама мысль о том, что отвращение можно создать, выглядит странно. И тем не менее неосознанно мы это научились делать.

Таким способом мы говорим «нет» на уровне тела и помогаем себе принимать удобные для нас решения.

Выгода № 1. Отвращение дает ощущение превосходства. Это значит, что мы ставим себя на ступень выше объекта отвращения.

Выгода № 2. Отвращение – это способ сделать другому неприятно. Демонстрируя отвращение, мы показываем свое отношение к человеку, уязвляя его самолюбие.

Выгода № 3. Отвращение – это способ не делать «грязную» работу. Испытывая отвращение, мы можем оправдывать свое нежелание выполнять ту или иную работу. Например, в семье жена брезгует чистить рыбу, а муж не может убирать за кошкой. Поэтому в данной семье рыбу чистит в основном муж, а за кошкой убирает жена.

Выгода № 4. Отвращение – это способ быстро сказать «Нет». Если что-то вызывает отвращение, этому легче сказать нет. На самом деле жена просто не хотела, чтобы ее руки пахли рыбой, а муж не убирал за кошкой, потому что его тошнило от запаха кошачьих фекалий.

Технология преодоления излишнего отвращения

Мой опыт. Одна женщина испытывала отвращение до рвоты к запаху несвежих носков. На психологических интенсивах все участники разуваются, сидят на матрасах, так что запах несвежих носков является, к сожалению, частым явлением. У каждого разный процесс потоотделения, и неприятный запах может появиться, даже если человек надел новые носки час назад. Так вот, эта женщина чем только не мазала себе под носом: и одеколоном и духами – и отсаживалась в другой конец зала – ничего не помогало. В процессе обратной связи она высказала свое отвращение к группе, тем самым как бы обвинив людей в том, что они «разносчики заразы»… Интересно, что это вызвало у группы осуждение, поскольку никто ни с того, ни с сего не хотел быть объектом отвращения. Я предложил интересный эксперимент: сначала довести себя до состояния рвоты, то есть полностью войти в это отвращение, а потом сконцентрироваться на любви и принятии человека, носки которого источали неприятный запах. И это сработало. Не скажу, что женщина полностью справилась, однако этот опыт помог ей оставаться включенной в групповую работу до конца тренинга.

У вас есть по крайней мере два варианта преодоления излишнего отвращения. Каждый из этих вариантов действенный, но с поправкой на вашу личную особенность. Кому-то подойдут даже оба варианта, а это значит, что процесс трансформации наступит быстрее.

Вариант 1: Преодоление отвращения через близость

1. Смогли бы вы, например, убрать фекалии, за вашим любимым человеком?

2. Или, например, стереть его блевоту с пола?

3. Или, для девушки, проглотить сперму своего мужчины? А для мужчины – взять в руку и спокойно выкинуть использованную прокладку своей любимой?

4. Или спокойно смотреть, как он(она) мочится?

Одни только эти вопросы могут вызывать отвращение. А теперь задумайтесь о том, что преодоление отвращения создает близость и является символом личной преданности другому человеку. Если вы смогли переступить этот барьер, значит ваша эмоциональная связь и ваши чувства сильнее, чем базовые механизмы отвращения, и вы действительно любите своего партнера!

Вариант 2: Преодоление через интерес и принятие

Каждый раз, испытывая чувство отвращения, постарайтесь проявить интерес к объекту, который его вызывает. Понаблюдайте за ним без оценки. Страх – явление бессознательное. Но как только вы выведете его в сознание, разберете на составляющие, он начнет исчезать. Представьте, что есть люди, у которых этот объект вызывает очень даже позитивные чувства.

Например, наблюдая за опарышами (личинки мух), представьте, что это чисто белковые организмы, которые очень любит поедать рыба, которую мы, кстати, после употребляем в пищу. Постарайтесь прочувствовать восприятие рыбаков, выбирающих на рыбалку опарышей жирных и активных. Так же можно поступать и с другими объектами, которые вызывают излишнее отвращение. Например, у многих может вызывать отвращение процесс питания свиней в хлеву. Но многие при этом любят свиной шашлык или холодец. Это вопрос наших настроек.

Учение Матери Терезы о брезгливости и ОТВРАЩЕНИИ

«Одна из сестер рассказала мне, как на улице Бомбея она подобрала человека и принесла его в дом милосердия. Когда сестры стали мыть несчастного и перевернули его на бок, они увидели, что у него на спине нет ни кожи, ни мяса. Все было выедено червями. Сестры вымыли больного, переодели и уложили в постель. Сестра сказала, что она увидела на его лице столько радости, сколько ей никогда прежде не приходилось видеть. Я спросила ее: «Скажи, а что ты чувствовала, когда снимала червей с его тела? Что ты чувствовала?» Она посмотрела на меня и сказала: «До этого случая я никогда не ощущала присутствия Христа». Мы тоже испытываем отвращение, это естественное человеческое чувство. А наши сестры – это ведь часто совсем юные девушки. Но как бы отвратительна ни была работа, которой мы занимаемся, мы выполняем ее великой верой и любовью. Мы преодолеваем нашу брезгливость во имя любви к Иисусу. В жизни святых часто бывало так, что именно преодоление брезгливости становилось для них ключом к высшей святости».

Подведем итоги тренинга

1. Что у вас вызывает наибольшее отвращение?

2. Почему именно это вызывает отвращение?

3. Какой триггер запускает ваше отвращение?

4. Отвращение, скорее, доставляет вам сложности или, наоборот, вы довольны присутствием этого чувства в жизни?

5. Какие из приведенных техник преодоления отвращения вам отозвались, и вы готовы попробовать применить их в жизни?

Из книги Русский бизнес за границей. Что? Где? Почем? автора Тихомиров Дмитрий

АВСТРАЛИЯ. Национальный символ по $4 за кило

Из книги Совершенный мозг. Как управлять подсознанием автора Шереметьев Константин

Символ восточной мудрости Самым важным понятием восточной философии является НЕДЕЯНИЕ. Это слово настолько непонятно европейцу, что он обычно представляет восточного мудреца, лежащим на лужайке и зажмурившим глаза, как сытый кот на солнышке.Но тут европейца ждет

Из книги Игра [Как она влияет на наше воображение, мозг и здоровье] автора Браун Стюарт

Из книги Психология эмоций: чувства под контролем автора Дубравин Дэн

Тренинг № 4. Чувство уверенности в себе. Путь от самооценки к самоценности Если у человека нет уверенности в себе, он не доверяет никому в этом мире, в то время, как развивая уверенность в себе, он постепенно открывает, что доверительность очень часто зависит от отношений

Из книги Уникальная энциклопедия счастья. Как выиграть счастливый билет и поймать золотую рыбку. Лучшие техники и приемы автора Правдина Наталия Борисовна

Тренинг № 5. Как развить чувство ЮМОРА? Анатомия СМЕХА – Передается ли чувство юмора по наследству? – Да, если больше нечего передать. Армянское радио Хорошее чувство юмора всегда ценилось в обществе. Юмор сближает людей, снимает напряжение в общении, а самому

Из книги Сновидения в бодрствовании. Методы 24-часового осознаваемого сновидения автора Минделл Арнольд

Тренинг № 10. Чувство ЗАВИСТИ. Как извлекать из него пользу и не захлебнуться? Глядя на то, как одни накапливают добро, другие начинают копить зло. Олег Кузнецов Вы когда-нибудь завидовали? Я предположу, что да. Это чувство присуще всем людям. Оно лежит в основе конкуренции

Из книги Мышление наоборот автора Дониус Уильям

Тренинг № 11. Ядовитые эмоции: Чувство ПРЕЗРЕНИЯ Что ты презираешь? Скажи, и я узнаю, кто ты: именно это определяет твою истинную суть. Фрэнк Херберт, американский писатель-фантаст Почему презрение считается ядовитой эмоцией? Существуют такие эмоции, испытывая которые

Из книги Притчи-мотиваторы на каждый день для счастья и удачи автора Цымбурская Елена В.

Тренинг № 13. Чувство НАДЕЖДЫ. Тренажер для оптимизма Оптимист – это человек, который понимает, что шаг назад после того, как он сделал шаг вперед, – это не катастрофа, а ча-ча-ча. Перед написанием этой главы я провел небольшой опрос, среди своих друзей, знакомых и Клиентов,

Из книги Мать и дитя. Первый год вместе. Путь к обретению телесной и душевной близости автора Оксанен Екатерина

Тренинг № 15. Чувство РАЗОЧАРОВАНИЯ. Коллекция неоправданных ожиданий Самое противное чувство – разочарование… Ни обида, ни ревность, ни ненависть…После них хоть что-то остается в душе. А после разочарования – пустота… Автор неизвестен Чувство разочарования

Из книги автора

Тренинг № 17. Чувство НЕНАВИСТИ. Технология освобождения! Как влюбленный тоскует по любимой и не может без нее жить, так и ненавидящий тоскует по ненавидимому. Поэтому ненависть, как и любовь, можно считать выражением тоски по идеалу, хотя и трагически извращенной. Вацлав

Из книги автора

Тренинг № 18. Чувство БЛАГОДАРНОСТИ. Как усилить ее в два раза?! Все наши сетования по поводу того, чего мы лишены, проистекают от недостатка благодарности за то, что мы имеем. Даниель Дефо Искренне благодарен вам, что изучаете сейчас этот материал. Тренинг «Усилитель

Из книги автора

Самый страшный ад - это отвращение к себе.

Энтони О Нил. Фонарщик

Наверное, ничто так не отвращает женщину от мужчины, как трусость.

Михаил Веллер. О любви

Отвращение как качество личности – склонность испытывать резкую неприязнь, антипатию, соединённую с брезгливостью и крайней пресыщенностью.

«В какой-то африканской стране, — пишет Эдвард Радзинский, — на львов охотятся при помощи стаи маленьких злобных собачонок… Они лают, яростно, визгливо лают… И лев погибает. Нет, не от страха… От отвращения. От отвращения тоже разрывается сердце. Впрочем, львов после смерти у нас очень любят».

Было у одного богача всё, что желают люди. Миллионы денег, и разубранный дворец, и красавица жена, и сотни слуг, и роскошные обеды, и всякие закуски, и вина, и полная конюшня дорогих коней. И всё это так опостылело и прискучило, что вызывало в нём отвращение. Целый день сидел в своих богатых палатах, вздыхал и жаловался на скуку. Только ему и было дело и радость - еда. Просыпался он - ждал завтрака, от завтрака ждал обеда, от обеда - ужина. Но и этой утехи он скоро лишился. Ел он так много и так сладко, что испортился у него желудок и позыва на еду не стало. Пресыщение едой переросло в отвращение к ней. Призвал он докторов. Доктора дали лекарства и велели ходить каждый день по два часа на природе. И вот ходит он однажды свои положенные два часа и всё думает о своём горе, почему его тошнит от еды. И подошёл к нему нищий. - Подай, - говорит, - Христа ради, бедному человеку. Богач всё о своём горе думает, что ему есть не хочется, и не слушает нищего. - Пожалей, барин, целый день не ел. Услыхал богач про еду, остановился. - Что же, есть хочется? - Как не хотеть, барин, страсть как хочется! «То-то счастливый человек», - подумал богач и позавидовал бедняку.

Воистину: голодный грезит о еде, а сытому она противна.

Отвращение – интоксикация чувств, чудовищная усталость и загрязнённость ума. Чувства по своей природе ненасытны. Ум тоже постоянно нацелен на получение удовольствий и наслаждений. Тем не менее, когда чувства и ум прошли стадию голода, насыщения и пресыщения, они зачастую впадают от своей загрязнённости в стадию отвращения. Человеку ничего не хочется, от всего тошнит, всё противно.

Иоганн Вольфганг Гёте писал:

Не радуют ни слава, ни награды,
Нет радости от собственного дела,
И жажда дерзновений оскудела,
Так что ж осталось, если все пропало?

Отвращение – следствие пресыщения, а оно, в свою очередь, — следствие привыкания, обыденности. Коко Шанель как-то сказала: «Отвращение часто наступает после удовольствия, но часто и предшествует ему». Когда люди не умеют держать в общении дистанцию, позволяют вторгаться в их личное пространство, потакают фамильярности и панибратству, возникает феномен неуважительности. Где неуважительность, там видение недостатков, а где видение недостатков, там недолеко и до отвращения. Мэтью Грегори Льюис в книге «Монах» пишет: «Горячка страсти миновала, и у него теперь было время подмечать каждый пустячный недостаток. А там, где их не было, их ему рисовала пресыщенность».

Отвращение – крайне опасный феномен, следствие неограниченности и неумеренности. Если хотя бы один из супругов пресыщен, семья под угрозой – в любой момент пресыщение может перерасти в отвращение. Чтобы не впустить в дом отвращение, супруги должны крепко подумать, как сохранить голод в своих отношениях, как правильно построить в отношениях систему ограничений, как не допустить привыкание, не погрязнуть в обыденности и повседневности, как вернуть романтику в отношения. Идеальный брак предполагает умение держать дистанцию: не допустить холодности и отчуждённости, но, в то же время, не пропустить в отношения привыкание и пресыщение, грозящее перерасти в отвращение.

За насыщением следует пресыщение, а от него один шаг до отвращения. Отвращение – признак отравленного излишествами сознания. Супругам нужно знать: если не будешь благоразумен, алгоритм развития отношений следующий: голод чувств, насыщение, пресыщение и отвращение. Когда голод, супруги не замечают недостатки друг друга, когда насыщение: они уже видят огрубелость кожи, точечки на носу, когда пресыщение: видение изъянов становится ясным и контрастным, но когда появляется отвращение – пиши — пропало: супруги испытывают друг к другу резную антипатию, неприязнь, наполненную брезгливостью и гадливостью.

Пара должна осознавать, что душа человека стремится к всёвозрастающему счастью. Она постоянно хочет испытывать вкус счастья на новом, более высоком уровне. Но когда вкус счастья неправильный, направлен в сторону от нравственности, нацелен на что-то порочное, появляется пресыщение и отвращение.

Душа в отличие от совести подвержена дурному влиянию чувств, ума, разума и ложного эго. Например, чувства говорят: — Надоела жена до чёртиков. Ум подхватывает: — Никакого удовольствия я от неё не получаю. Разум: — Так и импотентом можно стать. Ложное эго, живущее в режиме «престижно не престижно, говорит: — Надо найти молодую любовницу. Когда и разум сдался, душа, видя, что все за любовницу, начинает волноваться: — Раз ты испытываешь отвращение к жене, я за любовницу. Может так ты найдешь новый вкус счастья.

Человеку хочется чего-нибудь такого: земного и неземного. Если отвращение связано со сладострастием, человек начинает развратничать. Он пресытился обычным сексом, поэтому бросается во все тяжкие: садизм, мазохизм, секс с калеками и лилипутами, свингерство.

Отвращение – настоятельное требование новизны. Маркиз де Сад в «Жюльетте» пишет: «Когда вам надоедает одно удовольствие, вас тянет к другому, и предела этому нет. Вам делается скучно от банальных вещей, вам хочется чего-нибудь необычного, и в конечном счете последним прибежищем сладострастия становится преступление».

Люди порой дрожат перед страхом смерти. Настоящий страх – испытывать отвращение к себе. Зная свою омерзительность и низость, человек вынужден вести неосознанный образ жизни или находить спасительную гавань в цинизме и человеконенавистничестве. Если человек с отвращением думает о людях, о жизни, внешний мир относится к нему с брезгливой неприязнью и антипатией.

Петр Ковалев

Психологи и нейробиологи, изучающие природу эмоций, предполагают, что многие морально-нравственные установки человечества выросли из чувства отвращения, которое у человека, по сравнению с животными, необычайно развилось и усложнилось. Отвращение является основой многих предрассудков и мешает людям относиться друг к другу по-человечески.

Все мы хорошо знаем, что многие наши моральные оценки и суждения основаны больше на эмоциях, чем на рассудке. Сложнее ответить на вопрос, хорошо ли это, могут ли эмоции служить надежной основой благополучного существования и развития социума. Не только дилетанты, но и некоторые эксперты полагают, что эмоции, интуитивные побуждения и прочие природные позывы — вполне надежные критерии истинности в этических вопросах. Эта точка зрения основана на предположении, или, скорее, на интуитивной убежденности в том, что первая, непосредственная, не затуманенная всяческими умствованиями эмоциональная реакция и есть самая верная, потому что она идет «из глубины души» и несет в себе «глубинную мудрость». Голос сердца, одним словом. На это особенно напирают противники клонирования, стволовых клеток, искусственного осеменения и других технологий, «покушающихся на самое святое» и «вызывающих естественное отторжение».

Тем временем дотошные нейробиологи проникают всё глубже в пресловутые «глубины души», и то, что они там находят, не всегда похоже на мудрость, которую следует почитать превыше рассудка.

Несколько исследовательских коллективов в последние годы активно изучают природу отвращения — одной из базовых человеческих эмоций, которая, как выясняется, сильно влияет на общественную мораль и социальные отношения. Обзорная статья, опубликованная 14 июня в журнале Nature , знакомит читателей с их достижениями.

Нельзя сказать, чтобы отвращение было исключительно человеческим чувством: животным оно тоже свойственно, но в меньшей степени и в гораздо более простых формах. И обезьяна, и кошка, и новорожденный младенец, взяв в рот что-нибудь неприятное на вкус, могут выплюнуть это с характерной гримасой. Но от «невкусно» до «противно» — немалая дистанция. Только человек, вышедший из младенческого возраста, способен отказаться от пищи лишь на том основании, что она не там лежала или не к тому прикасалась. Пол Розин (Paul Rozin) из Пенсильванского университета , один из пионеров в данной области исследований, полагает, что с появлением разума первичная, унаследованная от животных предков эмоция резко расширилась, включив в себя, в частности, идею контакта, перенесения «скверны» путем прикосновения. Так, добровольцы, участвовавшие в экспериментах Розина, наотрез отказывались пить сок, к которому прикоснулся усиком простерилизованный таракан, или есть из безупречно чистого ночного горшка.

Из этой особенности первобытного мышления, очевидно, выросла так называемая контагиозная магия (см. Дж. Фрезер. «Золотая ветвь», глава 3). У животных и новорожденных детей ничего подобного не наблюдается.

Биологический, эволюционный смысл отвращения представляется более-менее понятным: это вполне адаптивное, способствующее выживанию стремление избежать контактов с заразой, не есть негодную и опасную пищу, а также сохранить собственную целостность, удерживая внутри то, что должно быть внутри (например, кровь), и снаружи то, что должно быть снаружи (например, фекалии).

Отвращение у людей отчетливо делится на «первичное» — это практически бессознательная психическая реакция на всякие мерзости — и «вторичное», или моральное, касающееся более абстрактных предметов, таких как идея клонирования. Связь между ними самая тесная. Во всех без исключения человеческих культурах принято распространять слова и понятия, обозначающие объекты первичного отвращения, на людей, нарушающих моральные и общественные нормы — например, на лживых политиков, продажных чиновников и т. п. Люди, заклейменные таким образом, могут даже восприниматься как источник некой мистической «заразы», вроде каких-нибудь тараканов. К примеру, предложение надеть на себя хорошо выстиранный свитер Гитлера не вызывает у большинства людей ни малейшего энтузиазма. По мнению Розина, это означает, что идея «заразности» в человеческом сознании распространяется и на моральные качества личности, иначе чем объяснить неприязнь к ни в чём не повинному свитеру.

Пол Блум, известный читателям «Элементов» как автор статьи о сопротивлении научному знанию , настроен более скептически: по его мнению, настоящее отвращение люди испытывают только к тем абстрактным идеям, которые непосредственно ассоциируются с объектами «первичного» отвращения, а во всех остальных случаях (например, когда говорят об «отвратительных политических технологиях»), это не более чем метафора.

Джонатан Хайдт (Jonathan Haidt) из Вирджинского университета полагает, что нашел доказательство единой физиологической природы «первичного» и морального отвращения: ему удалось экспериментально показать, что обе эмоции приводят к замедлению пульса, а при особенно острой реакции — еще и к чувству «комка в горле». По мнению Хайдта, это показывает, что моральное отвращение — никакая не метафора, а самое настоящее отвращение.

Бразильский нейробиолог Жоржи Молл (Jorge Moll) пришел к сходным выводам, наблюдая за активностью мозга испытуемых при помощи магнитно-резонансной томографии (МРТ). Оказалось, что при «первичном» и моральном отвращении возбуждаются одни и те же области мозга, а именно боковая и средняя лобноглазничная кора (lateral and medial orbitofrontal cortex) — эти области отвечают и за некоторые другие неприятные переживания, такие как сожаление об упущенных возможностях . Однако выявились и различия: моральное отвращение связано с более сильным возбуждением передней части лобноглазничной коры, которая считается более эволюционно молодой и, по-видимому, отвечает за обработку наиболее абстрактных эмоциональных ассоциаций.

Независимо от того, являются ли «первичное» и моральное отвращение одним и тем же или разными чувствами, «первичное» отвращение само по себе может оказывать вполне реальное влияние на наши моральные суждения и оценки и, как следствие, на наше отношение к людям и социальное поведение. Психологи из Принстонского университета при помощи МРТ показали, что возбуждение отделов мозга, отвечающих за страх и отвращение, снижает активность тех отделов, которые отвечают за жалость, сочувствие и вообще за восприятие других людей как людей (в отличие от неодушевленных объектов). Иными словами, вид противного, грязного бомжа автоматически вызывает чувство отвращения, которое не дает нам помыслить об этом человеке как о личности, заставляя воспринимать его как «кучу мусора».

Розин, Хайдт и некоторые их коллеги предполагают, что отвращение может играть существенную — и в основном негативную — роль в жизни человеческих коллективов. Если изначально отвращение выполняло в основном функции гигиенического характера, то в ходе дальнейшей эволюции это чувство, похоже, было «рекрутировано» для выполнения совсем иных, чисто социальных задач. Объект, вызывающий отвращение, должен быть отброшен, изолирован или уничтожен, от него необходимо дистанцироваться. Это делает отвращение идеальным «сырым материалом» для развития механизмов поддержания целостности группы, что могло быть крайне важно для первобытных людей. Предполагают, что небольшие коллективы наших предков жестоко конкурировали друг с другом. Сплоченность группы повышала ее шансы на выживание, а противостояние внешним врагам — наилучший способ добиться максимальной сплоченности (см.: Межгрупповая конкуренция способствует внутригрупповой кооперации , «Элементы», 28.05.2007).

Возможно, еще на заре человеческой истории наши предки научились испытывать отвращение к разного рода чужакам, «не нашим», «не таким, как мы». Марк Хаузер (Marc Hauser), психолог из Гарвардского университета , работающий также и с обезьянами, отмечает, что непростые отношения между группами бывают не только у человека, но и у других социальных животных, которые тоже прекрасно умеют отличать своих от чужих. Но люди почему-то особенно сильно зациклены на своих межгрупповых различиях и придают им, по сравнению с животными, непомерно большое значение. Для подчеркивания межгрупповых различий сплошь и рядом привлекаются морально-нравственные оценки, в том числе основанные на чувстве отвращения (к примеру, русское слово «поганый» исходно значило всего-навсего «иноверец, язычник»). По словам Хайдта, если первичное отвращение помогало выжить индивидууму, то моральное отвращение помогало выжить коллективу, сохранить целостность социума — «и именно здесь отвращение проявляет себя с самой отвратительной стороны».

Нечистоплотные политики во все времена активно использовали отвращение как инструмент сплочения и подчинения коллективов, натравливания одних групп на другие. Нацистская пропаганда называла евреев «крысами» и «тараканами». Те же эпитеты применяли к своим противникам враждующие партии во время недавней резни в Руанде. Если люди начинают испытывать отвращение к чужакам, они уже не могут воспринимать их как людей, чувствовать жалость или сострадание.

По мнению Молла и других экспертов, отвращение и по сей день служит источником предвзятости и агрессии. Нужно десять раз подумать, прежде чем принимать решения на основе подобных эмоций, идущих «из глубины души». История это подтверждает. Были времена, когда омерзительными, нечистыми считались, к примеру, женщины (особенно во время менструации), психически неполноценные люди или межрасовый секс. Сегодня мало кто в цивилизованных странах будет защищать подобные взгляды, и многие действительно — на физическом уровне — перестали испытывать отвращение ко всему перечисленному. Если в прошлом отвращение не было хорошим моральным индикатором, то с чего бы ему стать таковым сегодня? Во многих случаях то, что кажется нам отвратительным, действительно плохо и вредно, но это не значит, что разумные люди должны строить свои отношения на дремучих слепых инстинктах.

В статье рассказывается также о еще не опубликованных результатах, полученных Блумом и его коллегами. Известно, что люди очень сильно различаются по степени выраженности эмоции первичного отвращения: одни чуть в обморок не падают при виде таракана или неспущенной воды в унитазе, а другим хоть бы что. Оказалось, что существует значимая корреляция между этим показателем и политическими убеждениями. Люди, склонные испытывать сильное отвращение к «первичным» стимулам, чаще придерживаются консервативных взглядов и являются убежденными противниками клонирования, генно-модифицированных продуктов, гомосексуализма, мини-юбок, искусственного осеменения и прочих безобразий. Люди с пониженной брезгливостью, напротив, обычно имеют либеральные взгляды и просто не могут понять, отчего всё вышеперечисленное может кому-то казаться отвратительным.

Исследования в данной области только начинаются, так что речь идет лишь о самых первых, предварительных результатах, многие из которых могут в дальнейшем и не подтвердиться. «Тем не менее, — заключает Дэн Джонс — трудно не прийти к выводу, что если мы будем меньше думать брюхом (guts), а больше — головой и сердцем, то сможем раздвинуть границы своей моральной вселенной». Под «сердцем» здесь, надо полагать, подразумеваются те отделы префронтальной коры, которые отвечают за человечное отношение к другим людям, сочувствие и сопереживание.

Вопрос психологу:

Здравствуйте! Не уверена, что написала в тот раздел, надеюсь, ничего страшного?

Мне 19 лет, учусь на любимую профессию, денег хватает, все хорошо, но периодически на меня накатывает абсолютно беспричинное чувство отвращения к какому-либо человеку, или просто так. Мне настолько неприятно, что я чувствую какое-то послевкусие (?) этого чувства еще целый день, оно будто где-то в солнечном сплетении засело, хочется расплакаться или просто лечь и лежать лицом в подушку. Я конечно с этим борюсь, как могу, но не всегда получается.

Я смотрю на кассиршу в супермаркете, очень приятную, милую девушку, и в следующую секунду меня уже трясет, она кажется какой-то... Я не могу это описать, но мне становится противно, страшно, грустно. Я прихожу в университет и вижу своего одногруппника, он как обычно, но сегодня меня от него тошнит, сегодня он кажется мне жалким, мерзким, неживым. На следующий день все в порядке. Иногда я просыпаюсь утром, и это чувство появляется после какого-то сна, но такое, мимолетное, забывается через полчаса, такие сны я не запоминаю, хотя обычно помню все. Иногда такое чувство появляется от каких-то ситуаций, иногда просто так, абстрактно. Как-то пару лет назад я познакомилась с хорошим парнем, мы ходили, держались за ручки и все такое. И как-то мы шли по улице, весна, все очень красивое, он берет меня за руку как обычно и меня прямо пробивает таким омерзением, я сказала ему, что мне срочно надо домой, уехала, и больше никогда ему не писала и не звонила, и каждое воспоминание связанное с ним окрашено этим отвращением. Я бы подумала, что это как-то связано с каким-то травмирующим опытом, и сразу начала вспоминать все самое трагичное в своей жизни - самое, кажется, жуткое что со мной было, это попытка самоубийства сестры. Я долго не могла оправиться от этого, и к ней кстати отвращение чувствую перманентно, но легкое, и я его не показываю, потому что все же люблю её. Но я вспомнила, что чувствовала такие приступы и в детстве, и в 10 лет, и в 8, еще до всех этих событий.

Реальные ситуации, в которых это чувство было бы уместно, происходят со мной крайне редко. Скажу еще, что вероятно с 13 лет у меня была депрессия или какое-то другое расстройство. Каждый день плакала, думала, что родители желают мне зла, расстраивало то, что жизнь кончится, что планеты вращаются в огромной галактике, которую я никогда не узнаю, думала, что все хорошее давно кончилось, просыпалась и сразу в слезы, чистила зубы и плакала. В общем весь период с 13 до 16 был похож на кривую линию, где внизу апатия, слезы в метрополитене, ненависть к себе, своему телу (не ела по пять дней), а наверху истерическое счастье, любовь к себе, чуть ли не мания величия. В такие пики все вокруг было радостным и быстрым, мне казалось я горы сверну, я лучше всех, что я настолько невероятна, что меня просто никто не сможет понять, потому что чтобы меня понять, нужно быть такой же невероятной как я, а таких людей больше нет, ну и т.д. Потом в 16 я как-то смогла это побороть, и мое состояние стало спокойным, никаких скачков настроения, я здраво оцениваю свои силы, свое тело, свои отношения с семьей и окружающими. Только вот это вот омерзение. Оно похоже на першение в горле, на мертвого ребенка, на страшные огромные глаза, я не знаю как всё это описать, накатывает примерно раз в 3 дня. Питаюсь нормально, свежим воздухом дышу часто, ну, если это вдруг важно. Спасибо за ответ.

На вопрос отвечает психолог Кондаурова Ксения Вадимовна.

Здравствуйте, уважаемая Анна. Мне не полагается ставить "диагнозы" по интернету, но судя по тому, что Вы пишите о периоде своей жизни с 13 до 16 лет (необъяснимые перепады настроения, сначала депрессия, потом истерическое счастье, причем депрессия очень яркая именно с утра), у Вас есть симптомы циклотимии. Это абсолютно не страшно, почитайте об этом в интернете. В таком случае чувство отвращения является немного видоизмененной депрессией, которая нашла свой предмет. Как это могло сработать? Вы испытывали депрессию и тревогу, причем когда явного повода для этого не было. Это вызывало еще большую тревогу. Поэтому ваша психика нашла предмет для вымещения всех негативных чувств - других людей. Это как тревожные дети, которые смотрят фильмы ужасов, чтобы выместить с их помощью свои страхи. А поскольку испытывать депрессию к малознакомому человеку - это как-то странно, она видоизменилась в отвращение. Но отголоски депрессии долетают до Вас все равно. Это мои фантазии, реальный механизм может отличаться.

Но, поскольку я все же не психиатр, да и в живую с Вами я не общалась, я могу ошибаться. Давайте разберем и другой вариант.

Итак, возможно, я ошибаюсь и Ваше состояние вызвано не биологическими причинами. В таком случае, причины в стиле Вашей жизни, способах реагирования, Вашем отношении к себе и окружающим. Т.е. в Вашей психике.

И здесь, я думаю, тоже срабатывает тот же механизм опредмечивания. Возможно, Вы чувствуете неудовлетворенность или тоску, которая вымещается именно таким способом. В таком случае Вам нужно разбираться, что именно вас не устраивает в вашей жизни, кому или чему действительно предназначены эти негативные чувства. Подсказка: иногда чувство отвращения накатывает, когда происходит какое-то насилие. Не важно, физическое, психологическое, над человеком ли его свершают или он сам его над собой совершает.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «api-clinic.ru» — Центр естественной медицины