Массовый психоз с точки зрения философии. Массовый психоз в истории

Психоз – это сложное заболевание душевного состояния человека, для которого свойственно сильное расстройство психики, которая не соответствует реальным ситуациям и обстоятельствам. Психоз как нарушение психических процессов характеризуется несоответствием деятельности человека и происходящего вокруг него.

Данное заболевание относят к выраженным формам психического расстройства, и оно представляет собой собирательный комплекс различных нарушений. Как правило, они сопровождаются симптоматикой психопатологических процессов, к которым относятся: деперсонализация, галлюцинации и псевдогаллюцинации, дереализация и различные варианты бреда.

Восприятие реальности при данном расстройстве полностью искажается, что может также проявляться в виде паталогических нарушений восприятия и мышления в целом.

Причины развития психоза

Заболевание может провоцироваться различными факторами, поэтому причины развития психоза разделяют на внутренние и внешние. Когда основная причина заключается в индивидуальных, внутренних нарушениях, такой вариант психоза называется эндогенным.

К нему может привести выражение нервной системы или эндокринного баланса. Часто подобные факторы обусловлены возрастными изменениями в организме и возникающими гипертониями, атеросклеротическими процессами в сосудах головного мозга.

Эндогенный психоз характерен достаточно выраженной длительностью и наличием рецидивов. Внешними причинами психоза чаще всего бывают психические травмы, постоянные стрессы, отравления ядами промышленного производства, алкоголизм, употребление наркотиков и психоделиков, инфекционные заболевания с поражением центральной нервной системы и головного мозга.

Психоз проявляет себя как достаточно сложное сочетание, из-за чего определение основной причины заболевания может быть затруднено. Причиной может быть какой-либо внутренний фактор, в то время как внешний, например, стрессовая ситуация, играет роль «пускового механизма».

При этом первой по частоте внешней причиной является алкогольная зависимость, постепенно перетекающая в алкогольный психоз. Не менее часто встречаются психозы, вызванные старческим возрастом, эндоморфными нарушения или помрачнения сознания.

Признаки и симптомы психоза

Специфика этого расстройства заключается в глубоком нарушении восприятия реальности и дезорганизации поведения больного. Зачастую первыми признаками наступающего расстройства является снижение физической активности и переносимость труда, нарушение стрессоустойчивости и внимания.

Для такого человека внезапно становится характерной склонность к депрессиям, частым беспокойствам, неуверенности. Больной уходит в себя, замыкается, стремится к изоляции от окружающих, относится к ним с выраженным подозрением. Характерным также является частый интерес к необычным вещам, например, магии и религии. При этом возможно постепенно развитие мании преследования.

Чаще всего признаки и симптомы психоза проявляются приступообразно. Говоря иначе, заболевание протекает в виде череды внезапных вспышек обострения, которые сменяются периодами ремиссии и ложного выздоровления. Для вспышек приступов характерна сезонность, также они могут быть спровоцированы различными психостимулирующими факторами, эмоциональными потрясениями, стрессами.

Страдающий от нарушений не способен к самостоятельной критичной оценки своего состояния, хотя испытывает глубоко выраженные метаморфозы. В первую очередь играет роль утрата адекватного восприятия окружающего мира. При этом наступает сильное угнетение, подавленность, человека преследует постоянные и .

Это проявляется в бессвязных разговорах с самим собой, внезапном беспричинном смехе, резкая смена поведения на настороженное, сконцентрированное. Больной может начать к чему-то пристально прислушиваться, при этом выражая озабоченный вид. Поведение может меняться на скрытное, враждебное, характеризующееся идеями величия своего «Я».

Массовые психозы

Возможны также массовые варианты психоза как нарушения психических процессов. Такое специфическое состояние характерно для коллективов и компаний, где основами выступают идеи подражания и повышенная внушаемость. Для данных случаев характерно внеколлективное поведение, которое часто называют «толпой».

Толпой является определенная группа людей, участники которой могут быть выраженно аморфными, являться малознакомыми между собой, но, несмотря на это объединятся какими-то общими идеями, переживаниями, эмоциями. Примеры массовых психозов, это коллективное самосожжение, увлечение компьютерными играми или социальными сетями, массовый патриотический или ложнопатриотический угар.

Практически все массовые психозы, основывающиеся на внушении, начинаются с иллюзорной идеи, которая зарождается у одного из участников коллектива. Как правило, такой человек выступает в роли «негласного лидера» и обладает некоторой долей харизмы и ораторского искусства, чего вполне достаточно для внушаемой «публики».

Большую роль играют также неосознанные процессы, которые могут быть связаны с каким-то широкомасштабным действом, обладающим выраженным впечатлением или затрагивающие определенные интересы. Ярким примером выступают различные формы протестов и борьбы за идею или право.

Старческий психоз

Данное состояние наступает, как правило, после 60 лет. При этом оно характеризуется выраженным помутнением сознания и во многом может напоминать развивающийся . От старческого слабоумия это заболевание отличается тем, что при нем не наблюдается тотальной утраты разума.

Частой причиной развития являются соматические заболевания данной возрастной группы. Так, например, старческий психоз может быть вызван острыми или хроническими респираторными заболеваниями.

Частыми причинами также выступают авитаминозы, сердечная недостаточность, постоперационные периоды, патологии мочеполовой системы. Гораздо реже провоцирующим фактором может стать низкая подвижность и неактивный образ жизни, несбалансированное питание и нарушение распорядка дня. Возможен вариант хронической формы заболевания, который характеризуется выраженной степенью депрессии.

Лечение психоза

Насколько излечим психоз, и каков дальнейший прогноз жизни больного – зависит от остроты и вида заболевания. Важно понимать, что страдающие психозом нуждаются в госпитализации, так как они сами зачастую не отдают отчет в своих действиях и могут причинить вред как себе, так и окружающим.

Медикаментозная терапия состоит из применения нейролептиков, транквилизаторов, а также антидепрессантов и общеукрепляющих препаратов. Немаловажной является последующая психологическая реабилитация, которая включает в себя налаживание доверительных отношений с больным и обучающие занятия. Широко распространено применение физиотерапии, различных видов лечебной физкультуры, трудотерапии.

Это позволит не только снять напряжение у больного, но также улучшает процессы метаболизма и работоспособность пациента. Важно понимать, что психика человека, особенно перенесшего серьезное расстройство, является достаточно гибкой и шаткой структурой. По этой причине полное выздоровление и восстановление у одних может протекать быстро, а у других больных – затянуться на месяцы.

Массовый истерический психоз

Крайней формой проявления массового психоза является массовая истерия . Термин «массовая истерия» используют, как правило, для определения того, что пострадавшие ощущают фактически не существующие физические симптомы .

Истории известны такие массовые психические эпидемии истерии, как:

  • пляска св. Витта, тарантизм, эпидемии неистовой пляски;
  • эпидемии конвульсионеров, эпидемии судорог, икоты и тика;
  • эпидемии кликушества, бесоодержимость, звероодержимость;
  • самобичевание;
  • эпидемии массовых самосожжений и массовый суицид;
  • эпидемия политического поклонения лидерам государств и ощущение присутствия внешнего врага.

З. Фрейд выдвинул весьма продуктивную идею для описания феномена толпы . Он рассматривал толпу как человеческую массу, находящуюся под гипнозом. Самое опасное и самое существенное в психологии толпы - это её восприимчивость к внушению . Всякое мнение, идею или верование, внушенные толпе, она принимает или отвергает целиком и относится к ним либо как к абсолютным истинам, либо как к абсолютным заблуждениям. Во всех случаях источником внушения в толпе выступает иллюзия, рожденная у одного какого-нибудь индивида благодаря более или менее смутным воспоминаниям. Вызванное представление становится ядром для дальнейшей кристаллизации, заполняющей всю область разума и парализующей всякие критические способности.

Факторы развития массового психоза

См. также

Примечания

  1. Психозы // Философская энциклопедия
  2. Массовые психозы и истерии
  3. Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни
  4. Мокшанцев Р., Мокшанцева А. Психология толпы
  5. Фрит К. Мозг и душа: Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир. - М.: Астрель: Corpus, 2011. - C. 272-277.
  6. Пять мифов, составляющих основное содержание манипуляции сознанием // Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. - М., 1980
  7. Жмуров Д. В. Теленасилие (Манипуляции на российских телеканалах) // Пси-фактор, 2004

В современном мире свирепствует куда более страшная эпидемия, чем лихорадка Эбола – массовая индуцированная паранойя. Именно это заболевание стало причиной жуткой резни в Руанде (1994 г.) и Косово (1998 г.). После акции 11 сентября 2001 г. подозрительность, оправдывающая любые нарушения прав человека, стала нормой в «благополучных» Европе и Америке. Массовый психоз в России привёл к реставрации «империи зла» и невероятной русско-украинской войне на Донбассе.

Как видите, психическая инфекция распространена повсеместно, а жертвы её исчисляются миллионами. Пути передачи: бытовой контактно-информационный и массовый транСМИссивный. Возбудители: сплетни, слухи и искусственно создаваемые «мемы» («каратели», «укрофашисты», «хунта» и т. д.). Источником может быть как больной, являющийся пленником собственных иллюзий, так и носитель, транслирующий «дезу» по каким-то своим скотским соображениям.

Сладострастие, жестокость и русский мир глазами психолога.

Такое впечатление, что кто-то время от времени, по меткому выражению Оксаны Забужко, жмёт на «кнопку» самых низменных человеческих чувств. Ленин, например, давил на обычную зависть, и она стала называться «классовой ненавистью». Гитлер смог развить немецкое самомнение до идеи расового превосходства. А Путин, индуцируя массовый психоз в России, использует древний комплекс рабской неполноценности с извечным же великороссийским самодовольством и бредоподобными фантазиями величия. Это и есть та широта загадочной русской души, о которой писал Достоевский. Но психологи и психиатры называют данный феномен гораздо прозаичнее – садомазохизм:

  1. Мазохизм . На современном этапе окультурился и выродился в привычку видеть в отечестве своём и самом себе один негатив, а на Западе, пусть и «прогнившие» вследствие защитной рационализации, но всё же блага цивилизации. В чём же тут кайф? Да в том, что даже бедность и духовную нищету можно себе в заслугу поставить. Мол, благодаря нам жируете и нам должны. Да платить-то, подлецы, и не желаете! И отсюда уже один шаг к другому полюсу массового психоза в России;
  2. Садизм . Происходит от тайных желаний самодержавной вседозволенности, которые Кремль XXI века демонстрирует и внушает гораздо тоньше и культурнее, чем Иван IV или Пётр І. Как всегда помогают искажающие сказки о «великом прошлом» в духе панславизма, и защитное отрицание «такой страны Украина». А настоящее, со всей его грязью и кровью, всё равно рано или поздно войдёт в героическую историю с верой в светлое будущее «прекраснаго рускаго мiра».

Удивительно, но как оказалось, массовый психоз в России можно делать не только из зла, но и из добра. Многие ополченцы РФ, которые едут воевать в Украину, уверены, что помогают «СВОЕМУ» народу и отстаивают «СВОЮ» культуру. А виноват во всём, по механизму проекции, проклятый госдеп, Гейропа и укрофашисты, а не любимый царь с боярами-олигархами. Не собственные глупости и мракобесие, а пресловутая «мировая закулиса»;

Информационное противоборство в современной войне как шаманская практика.

В том, что сегодня большинство граждан РФ не только говорят, но и думают пропагандистскими штампами, есть что-то мистическое. Любой самый идиотский фейк или постановочный сюжет, как камень, брошенный с горы, тут же вызывает лавину ненависти и маразма в комментариях и репостах. В фантазии заражённых, то есть зомбированных, бандиты превращаются в борцов за свободу, а захватчики в освободителей. При этом они сокрушаются, что у жителей Украины нет «нормального ТВ», а только лживые «укроСМИ» с «пиндосской» пропагандой.

Таким образом, любой разговор с пророссийским фанатиком быстро превращается в «хохлосрач». Если же тот, кто выявляет признаки зомбированного человека, ваш друг, брат, хороший знакомый или просто культурный человек, то перед тем как предать вас анафеме он сначала «очень вежливо и корректно» перескажет все известные ему байки Киселёв-ТВ. Интересно, что просмотр новостей и ток-шоу России, поражённый массовым психозом, как правило, отрицает.

Но массовое зомбирование людей это не только пропаганда. Обратите внимание на остальной «медиа-продукт». Это либо «жёлтые» слухи, либо предсказания конца света с рекламой колдунов, гадалок, целителей, экстрасенсов и магов, готовых снять порчу, сглаз, залатать информационные дыры и сделать полную «переполюсовку» (я ничего не придумывал) организма. Можно смело ставить диагноз шизофрения!

А может в этом-то всё и дело? Реально, есть люди, готовые платить 1000 евро медиуму, проживающему в UK, за то, чтобы очистить карму своего захромавшего кота, который в прошлой жизни был Буцефалом Александра Македонского и теперь мучается от чувства вины за проигранную в Индии битву! Такое впечатление, что мы недалеко ушли от современников Чингис-хана и до сих пор прислушиваемся к звону бубна из человечьей кожи. Не эта ли склонность к зомбификации, наравне с национальным садо-мазо, вызвали массовый психоз в России — ментальном, а не географическом пространстве?

pavorit.livejournal.com

Психопатологический анализ массового военного психоза России.

В психиатрии есть понятие индуцированного бреда, что означает передачу бреда психически больного человека лицам, до этого считающимися здоровыми. Индуктор бреда (человек первым заболевший бредовым расстройством) чаще страдает настоящим бредом в виде паранои или шизофрении, иногда психогенным (реактивным) или депрессивным бредом. По своему содержанию индуцированный бред может быть бредом ущерба, измены, преследования, отравления, реформаторства, изобретательства. Бред индуцированных личностей по сравнению с бредом индуктора менее систематизирован и беднее содержанием, излагается в самых общих чертах, с использованием перенятых у индуктора слов и выражений. Индуцированный бред развивается хронически (постепенно). Острые формы встречаются редко. У индуктора, кроме бредовых идей, отмечаются выраженные аффективные расстройства (эмоциональные) в форме страха, паники и экстаза. В ряде случаев у них бывают зрительные галлюцинации. Индуцированный бред может захватить как ближайшее окружение, так и значительное число лиц — так называемое «помешательство толпы».

Условия, необходимые для возникновения индуцированного бреда.

1. Продолжительное общение индуктора психоза с индуцированными лицами (чаще совместное проживание).

2. Бред индуктора должен развиваться исподволь, а содержание сопровождается правдоподобием, то есть явно не противоречить тому, что встречается в обыденной жизни, а также соответствовать установкам индуцируемого.

3. Доводы индуктора должны обладать значительной эмоциональной (аффективной) «заряженностью» и страстью, при этом его слова приобретают гораздо большую убедительность.

4. К дополнительным факторам для возникновения индуцированного психоза являются:

— продолжительное тревожное ожидание

— определенные социальные условия.

Применительно к ситуации в России — вскоре мы убедимся, что развитие массового военного психоза — по — настоящему спланированный и управляемый акт массового психического поражения населения, где главной силой выступает телевидение как ведущее средство массовой информации. Но сначала вернемся на много лет назад, к так называемым «массовым сеансам телевизионного лечения» доктора Кашпировского. В 1988 году впервые на Центральном телевидении СССР начались телевизионные лечебные сеансы Кашпировского, задекларируемая цель которых было массовое лечение всего населения страны. Так называемая «простота», «эффективность», «доступность метода» и охват сразу многомиллионной аудитории являлись главными аргументами в пользу такого лечения. Да, впервые в мировой истории такой «медицинский» эксперимент проводился с таким гигантским размахом. Что же заставило руководство Центрального телевидения начать такую трансляцию с выступлением ранее никому неизвестного гипнотизера? Ведь ранее специальность «психотерапия» не афишировалась особенно средствами массовой информации и применялась очень ограничено, в основном в области санаторно-курортного лечения и все нетрадиционные и альтернативные методы лечения чаще всего признавались «шарлатанством». Что же произошло, что вдруг задвинутую в крайний угол медицины специальность с таким широким размахом и рекламой выставили на всеобщее обозрение? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить те годы, а именно тогда СССР столкнулся с большими экономическими проблемами, вызванными снижением цен на нефть, что привело к сокращению валютных запасов страны, которые использовались для обеспечения насыщенности внутреннего рынка товарами и продуктами питания. На этом фоне КПСС начал проводить политику «перестройки и гласности», что привело к снижению уровня благосостояния и ощущению неопределенности и тревоги за будущее. Сложившаяся ситуация требовала неординарных мер влияния на массовое сознание. Для этого и стала использоваться «телевизионная психотерапия» доктора Кашпировского. Она показала себя весьма эффективным способом контролирования массового сознания. Достаточно вспомнить как «вымирали» улицы городов в момент проведения сеансов телетерапии, все сидели у телеэкранов как «загипнотизированные» и в этом была большая доля правды. Люди на время забывали о своих экономических проблемах и больше обращали свое внимание на здоровье, и если не значительную часть времени, то достаточно большую посвящали обсуждению этих сеансов, чем отвлекались от

В чем же была сила «гипнотического» влияния этих передач? Стоит начать с самого фактора телевизионного экрана. Телевизионный экран является полем, на который фокусируются световые сигналы с высокой частотой мелькания, при этом сознанием эта частота не фиксируется и не осознается, но подсознательно наши нервные центры, отвечающие за восприятие зрительной информации, постоянно реагируют на эти сигналы и при длительном просмотре телепередач в центральной нервной системе начинают формирование гипнотических фазовых состояний. Это еще не гипнотическое состояние, но очень к нему близкое. При гипнозе большая часть коры головного мозга находится в заторможенном состоянии (гипнотическом) и небольшая часть — в активном (так называемый «раппорт», через который воспринимается информация, оказывающая мощное внушающее воздействие на психику. При длительном просмотре телепередач в коре головного мозга формируются очаги торможения, но их тем больше, чем дольше идет просмотр телевизионных программ, и это состояние можно назвать «гипноидным» т.е состоянием, близким к гипнотическому. Вследствие вышесказанного — любое внушающее воздействие, проводимое с телеэкрана, может обладать мощным действием на психику зрителей. Думаю, что организаторы этих телешоу были довольны достигнутыми результатами и когда эксперимент подошел к концу, начались гонения на доктора Кашпировского. Вдруг ранее молчавшие профессора и академики в один голос заговорили о вреде этих сеансов и «отдаленных последствиях». В результате тень упала на настоящих психотерапевтов, которые реально, а не с телеэкрана эффективно лечили своих пациентов. В свое время и мне пришлось сталкиваться с негативным отношением некоторых больных к одному из самых эффективных методов лечения заболеваний. Думаю, что спецслужбы взяли на вооружение такой способ массового внушающего воздействия на миллионы людей и сейчас весьма эффективно используют для психологического зомбирования населения России, а если предположить, что может использоваться и так называемый «25 кадр» или другие более современные «находки», то можно представить, с какой мощью обрушивается на зрителей «правильно дозируемая» информация. Рассмотрев главное оружие влияния на психику населения России перейдем к тому, как проводится в жизнь насаждение массового психоза.

Первое важное условие формирования обстановки индуцированного массового психоза — это длительное общение с индуктором, в данном случае мы говорим о практически бессменном руководителе России. Для этого важно создать положительный образ решительного, умного и заботливого «отца нации», готового на все для блага жителей своей страны. В этом плане телевидение сделало очень многое и «образ» удался (полеты на военных истребителях, погружения в морские глубины на подводных лодках и с аквалангами, резкие заявления разобраться с «врагами народа»).

Второе важное условие — предлагаемый бред должен быть правдоподобным. Применительно к ситуации, которая развивалась в России, стоит вспомнить — как формировали образ Украины в качестве врага России. Для этого в течение длительного времени населению России говорили о том, что Украина поставляет в Россию то недоброкачественные овощи, то молочные продукты, мясо, конфеты и т.п. А когда происходили события на Майдане, то народные волнения и недовольство правлением Януковича представили как «фашистский переворот». Вместо избиения и расстрела протестующих, показывали как избивают «мирных беркутовцев и спецназовцев». Затем еще больше — стали говорить о том, что пора идти и спасать от «фашистов» несчастное население Донбасса. А для этого все средства хороши, в том числе и массовые убийства «укропов», и здесь телевидение сыграло важную внушающую роль, показывая красочно «зверства украинцев».

Третье важное условие — доводы индуктора психоза должны быть эмоционально заряженными. С этими условиями прекрасно справляется лидер России на проводимых конференциях. Для усиления эффекта его часто показывают крупным планом, особенно глаза, что является тем внушаемым элементом, который использовался и при проведении телетерапии Кашпировского.

Дополнительные факторы. В данном случае их более чем достаточно — в первую очередь это общее ухудшение уровня жизни, снижение доходов, алкоголизм, наркомания, снижение культурного уровня, появление тревожных ожиданий, отсутствие

положительной перспективы (в данном случае создание образа врага, который распространяется практически на все цивилизованные страны мира, не поддерживающие политику Кремля).

К дополнительным факторам, ухудшающим массовый военный психоз в России, может быть борьба с инакомыслящими, закрытие независимых ТВ-каналов и других источников информации, в частности интернета, что приводит к информационной изоляции и еще большему влиянию источника массового индуцированного психоза (индуктора) на население страны.

Последствие для психического и нравственного здоровья для населения России будут катастрофическими, ведь нравственный распад населения приведет и к территориальному распаду государства с дальнейшим обнищанием и сокращением русскоязычного населения и дальнейшим приростом других народов, более адаптированных к трудным условиям жизни.

Можно предположить, что дальнейшее развитие событий будет усиливать существующие факторы, способствующие дальнейшему развитию индуцированного психоза и умелое манипулирование

ими приведет к усилению и углублению психоза в России, с постепенным переводом развития страны по пути Северной Кореи.

Просьба к неравнодушным помочь в собрании средств для создания «Центра Народной Медицины»

Благотворительный счет (грн)

Счет: 29244825509100 МФО: 305299, ЕГРПОУ: 14360570.

www.chiyanov.com

Массовый психоз

Массовый психоз — это психическая эпидемия, в основе которой лежит подражаемость и внушаемость. Массовый психоз поражает коллектив или группу людей, в результате чего человек теряет нормальную способность к суждению и нормальный способ суждения, что делает человека одержимым .

Массовый истерический психоз

Крайней формой проявления массового психоза является массовая истерия.
Термин «массовая истерия» используют, как правило, для определения того, что пострадавшие ощущают фактически не существующие физические симптомы.
Истории известны такие массовые психические эпидемии истерии, как:

  • пляска св. Витта, тарантизм, эпидемии неистовой пляски;
  • эпидемии конвульсионеров, эпидемии судорог, икоты и тика;
  • эпидемии кликушества, бесоодержимость, звероодержимость;
  • самобичевание;
  • эпидемии массовых самосожжений и массовый суицид.
  • Большинство событий описано в трудах советского биофизика А. Л. Чижевского, обосновывающего влияние Солнца на физический мир Земли .
    Психиатр В. М. Бехтерев в работе «Внушение и его роль в общественной жизни» указал, что: «авторы, изучавшие проявления кликушества, не без основания сравнивают или даже отождествляют это состояние с демономанией средних веков или бесоодержимостью» .
    Не до конца понятным остается механизм передачи истерии от человека к человеку. Также не найдено логическое объяснение тому, почему одних она поражает, а других нет.

    Распространенные феномены массового психоза XXI века

    Если массовые психозы средневековья объясняются с точки зрения гелиопсихологии, то с двадцатого века, особенно со второй его половины создание псидемических волн все более становится делом бизнеса и политики, полем продуманных социальных стратегий неких узких заинтересованных группировок .
    Наибольшую распространенность массовые психозы приобрели при следующих состояниях сознания людей:

    Производная от общечеловеческой игромании, во всей ее неистощимой многоликости.

    Мания технического совершенствования, замешанная на многих человеческих чувствах и страстях: тщеславии, зависти, тревожности, собственничестве, страсти к творчеству и т.д.

    Весь сложный конгломерат массово неудовлетворяемой потребности в общении и самореализации через общение.

    Инфантильно-иждивенческий инстинкт, отчасти охотничий и все то же собственничество.

    «Социальные сети не так уж безобидны и, помимо «бесцельно прожитых лет», которые они обеспечивают каждому более или менее активному пользователю, способны наградить его определёнными психологическими проблемами, которые затем, в конечном итоге, выливаются в проблемы с телесным здоровьем» .

    09.01.2012 в Москву из Барселоны прилетел самолет, рейс которого в понедельник был отложен на 9 часов. Это произошло из-за того, что перед плановым взлетом на лайнере авиакомпании «Башкортостан», принадлежащей холдингу «ВИМ-Авиа», начались технические неполадки. Экипаж заявил, что все в порядке, но пассажиров это не успокоило. Сомневаясь в исправности воздушного судна, они потребовали заменить и борт, и пилотов. В авиакомпании вернули всех пассажиров в здание аэропорта и — как утверждают — тщательно осмотрели самолет. После этого он поднялся в воздух, правда, лететь на нем согласились далеко не все .

    29.12.2011. Текущую ситуацию после землетрясения, сложившуюся в настоящий момент в Красноярске, в ГУ МЧС по Красноярскому краю назвали «массовым психозом». Как сообщили в ведомстве, горожане активно распространяют ложную информацию о землетрясении в городе. Например, что «якобы от имени спасателей началась эвакуация школ и детсадов, а также офисных зданий». «Распоряжение об эвакуации никто не давал. Кроме того, мы не ждем повторных толчков», - заявили в ГУ МЧС России по Красноярскому краю .

    «Вы не на поле чудес, вы скорее в «стране дураков». Неужели нет повода собрать семью, сказать всем родным, друзьям, соседям пожелания от души в течение года. Службы 03 и 02 внутри подсознательно уже настраиваются в эти дни на активную работу»

    Механизм формирования массового психоза

    Массовый психоз поражает такой субъект массовых форм внеколлективного поведения, который называется «толпа». Толпой называют:
    — публику, под которой понимается большая группа людей, возникающая на основе общих интересов, часто без какой-либо организации, но обязательно при ситуации, которая затрагивает общие интересы и допускает рациональное обсуждение;
    — контактную, внешне неорганизованную общность, действующую крайне эмоционально и единодушно;
    — совокупность индивидов, составляющих многочисленную аморфную группу и не имеющих в своем большинстве прямых контактов между собой, но связанных каким-либо общим более или менее постоянным интересом. Таковыми оказываются массовые увлечения, массовая истерия, массовые миграции, массовый патриотический или лжепатриотический угар.

    В массовых формах внеколлективного поведения большую роль играют неосознанные процессы. На основе эмоционального возбуждения возникают стихийные действия в связи с какими-либо впечатляющими событиями, затрагивающие главные ценности людей в ходе, например, их борьбы за свои интересы и права .

    З.Фрейд выдвинул весьма продуктивную идею для описания феномена толпы. Он рассматривал толпу как человеческую массу, находящуюся под гипнозом. Самое опасное и самое существенное в психологии толпы - это ее восприимчивость к внушению . Всякое мнение, идею или верование, внушенные толпе, она принимает или отвергает целиком и относится к ним либо как к абсолютным истинам, либо как к абсолютным заблуждениям. Во всех случаях источником внушения в толпе выступает иллюзия, рожденная у одного какого-нибудь индивида благодаря более или менее смутным воспоминаниям. Вызванное представление становится ядром для дальнейшей кристаллизации, заполняющей всю область разума и парализующей всякие критические способности.

    Британский нейрофизиолог Крис Фрит утверждает, что мозг может создавать ложные модели материального мира и внутреннего мира других людей. Ложные модели внутреннего мира других людей проверить не так-то просто. И иногда человек может успешно делиться этими ложными моделями с другими. В случаях двойного психоза два человека разделяют одни и те же бредовые идеи, а иногда подобный психоз объединяет и большее число людей (например, членов семьи до тех пор пока они не обсудят ложность моделей с посторонними людьми). Но когда более многочисленные группы людей разделяют ложные убеждения, докопаться до истины становится намного сложнее. Что-то подобное произошло в трагической истории массового самоубийства в Джонс-тауне 18 ноября 1978 года, когда 911 членов паствы покончили с собой, выпив препарат цианида.

    Лавров диагностировал у американских политиков «массовый психоз» и «параноидальную русофобию»

    Министр иностранных дел России Сергей Лавров в интервью курдскому телеканалу Rudaw в понедельник, 24 июля, заявил, что в Соединённых Штатах расцвело «параноидальное увлечение русофобией». Расшифровка опубликована на официальном сайте российского внешнеполитического ведомства.

    «Мы понимаем, насколько сейчас тяжело в Вашингтоне тем, кто пытается всё-таки проявлять здравый смысл в условиях повального, параноидального увлечения русофобией», - заявил глава российской дипломатии.

    По словам Лаврова, «нормальным людям там непросто». Министр также заявил, что «даже не подозревал, что американские политические деятели могут быть подвержены такому массовому психозу».

    «Я со многими из них общался, когда работал еще в Нью-Йорке. Для меня всё происходящее сейчас очень удивительно», - добавил он.

    Как отметил руководитель российского дипломатического ведомства, американские политики сами себя «загоняют на очень высокий забор, откуда потом трудно прыгать».

    «Все, что мусолится на страницах газет, экранах телевизоров в США, это, как у нас говорят, простите за непарламентское выражение, «высосано из пальца», - подчеркнул глава российского МИДа.

На лекции «Ведьмы и их силы» предложил сделать психологический обзор по теме «массовые психозы». Начав работу над обзором, я быстро обнаружил, что реальной серьёзной литературы по этому вопросу крайне мало. Зато очень много «попсовых» статей, смело кидающих в одну кучу ежа, ужа и трепетную лань. Ниже - моя попытка исследовать структуру вопроса с точки зрения современной психологии .

версия 3 от 24/05/2012

Возможно, у кого-то из читателей, идеи, изложенные в этой статье, вызовут разочарование. Особенно у тех, кто ищет какого-то универсального ответа, этакую Единую Теорию Массовых Психозов. Прежде всего необходимо обозначить: нет одного единственного заболевания под названием «массовый психоз», а есть совокупность разных явлений с разной этиологией.

Условно можно выделить четыре группы явлений:

  • Девиантное поведение толпы (вызванное влиянием момента).
  • Пролонгированное поведение больших групп, действующей в рамках сложившейся на тот момент системы убеждений и морали.
  • Копирование чужого девиантного поведения.
  • Пролонгированное поведение больших групп, выпадающее из действующей системы убеждений и морали.

Помня о том, что в чистом, выделенном виде они, встречаются крайне редко, нужно быть готовым к их проявлениям в более сложных комбинациях. Также следует учитывать, что существуют дополнительные факторы, облегчающие распространение и популяризацию тех или иных идей в массах. Часть из них будет упомянута ниже.

Первая группа явлений - поведение толпы - многократно описано и относительно понятно. Речь идёт о нестихийной толпе, имеющей общую цель и лидера(ов). В этих условиях (физическая теснота, общее направление движения, фокус внимания на лидера) в полной мере реализуются стадные инстинкты. Сознание отступает на второй план, присутствует высокий уровень стресса, легко индуцируется агрессия. У стадного поведения есть очень серьёзная биологическая основа: у обезьянки, которая не побежала за толпой соплеменниц, которые вдруг резко и без видимых причин сорвались с места, не было шанса оставить след в нашей родословной. Её история не имела продолжения, оборвавшись встречей с тигром.

Фактически, можно выделить два типа стадного поведения: собственно, стадное - слепое копирование поведения массы; и социальное - подчинение потоку толпы, ведомой лидером. Яркий пример социально обусловленного поведения - макаки. В их довольно крупных группах (насчитывающих сотни особей) лидеры сохраняют контроль как раз за счёт этих инстинктов: на кого укажет лидер, того и начинают «мочить» соплеменники. Подобное поведение называется этологами «моббинг» и встречается и у других млекопитающих кроме людей, например у псовых. Моббинг несомненно служит цементирующим фактором для больших сообществ, где лидер не может собственноручно применить физическую силу ко всем недовольным.

Как любое другое явление, «эффект толпы» имеет и позитивные и негативные проявления. Мы, люди, склонны называть нехорошими терминами то, что нам не нравится, и хорошими - то, с чем согласны. Так, в зависимости от наших политических пристрастий, мы называем ковровые бомбардировки или геноцидом и преступлением, или неизбежными жертвами при создании правильного справедливого общества. Между тем у любого индуцированного лидером поведения - схожий базис инстинктов. Единый порыв воодушевления под лозунгом «мы победили в этой войне, поднимем страну из руин» и погром на восточном рынке под крики «круши чёрных», по сути, имеют одну инстинктивную основу. Что, разумеется, ни в коей мере не делает эти вещи равноценными с морально-этической точки зрения.

Вторая группа явлений - пролонгированное поведение больших групп. Общество называет нечто массовым психозом, если это поведение основано на некорректных с его точки зрения установках и системах приоритетов. Здесь ключевая фраза «с точки зрения этого общества». Потому что, с точки зрения носителей этого поведения, оно скорее всего вполне адекватно и оправданно. Это соображение сразу же выводит рассматриваемое явление за рамки медицинских определений психоза. Если обобщить определения из разных источников (начиная с MedlinePlus 001553), можно сказать, что психоз - явно выраженное нарушение психической деятельности, при котором психические реакции грубо противоречат реальной ситуации, что отражается в расстройстве восприятия реального мира и дезорганизации.

Возьмем в качестве примера один из самых мрачных случаев «массового психоза» в истории человечества - хунвейбинов. Нашим обществом и современными китайцами эти события воспринимаются как ужасные. В рамках же системы морали и убеждений того времени и в рамках самой социальной группы хунвейбинов их действия имели четкие обоснования, считались адекватными и оправданными. В первый год своей «работы» хунвейбины получили четкие цели от Мао, полномочия от партии и поддержку от общества. В какой же момент «всё пошло не так» в этой истории и начало называться массовым психозом? Скорее всего, это случилось в том момент, когда общество столкнулось с тем, что порожденная система стала сильной, самоподдерживающейся и защищенной от внешнего воздействия. Партия поняла, что потеряла рычаги влияния на эту группу, вплоть до невозможности её уничтожить. Еще почти десятилетие система разрасталась, пока не самоуничтожилась, спустя полвека мы называем это «массовый психоз».

Чтобы более полно проанализировать похожий тип явлений важно понимать механизм формирования убеждений и индуцирования отдельных идей в общественное сознание. Процесс формирования убеждений в реальности имеет мало связи с «научным подходом» и логикой. Убеждения формируются как генерализация сходного опыта в разных контекстах. Подробней можно посмотреть в работах нейробиологов и нейролингвистов. В достаточно хорошей научно-популярной манере одна из моделей этого процесса описана в работах Роберта Дилтса, например в «Фокусах языка». Научный подход заключается здесь в том, чтобы отложить в сторону идею о существовании некоей «единой истины», абсолютной и вневременной. Пользуясь таким подходом, можно объяснить, каким образом, в определенное время, в определенном историческом, культуральном и социальном контексте зародилась и была распространена та или иная система убеждений.

Третья группа явлений, которые могут объяснять зарождение «массовых психозов» - копирование чужого поведения. Разумеется, речь идет о персональном девиантном (плохом с точки зрения окружающих) поведении вроде одержимости . Копирования адаптивного (вписанного в текущую систему социальных установок) поведения не вызывает такого пристального внимания. Я думаю, психологические корни у явления те же, что и у ипохондрии: страх заболеть вызывает повышенное внимание к возможным симптомам и, как следствие, их индуцирование. Отчасти от того, что бессознательное не воспринимает отрицаний, и чтобы проверить отсутствие симптомов, их сперва надо представить, почувствовать. Хороший весёлый пример есть у Джерома, в «Трое в лодке, не считая собаки». Вы можете проверить эту штуку на себе, попробовав заставить себя в течение часа ни разу не подумать, например, об этой статье. И учтите, что у средневекового гражданина страх обнаружить, что в него вселились бесы, был куда больше, чем у вас в этом маленьком эксперименте.

Другая возможная причина - демонстративность, стремление привлечь к себе внимание хоть таким способом.

Четвёртая группа явлений - пролонгированное девиантное поведение, которое воспринимается как алогичное даже его носителями. Это наименее очевидный вариант, на первый взгляд редко встречающийся на практике. И, тем не менее, у него есть основы - механизм импринтирования. Полученные от родителей и воспитателей идеи и внушения, дети воспринимают как данность, как законы мира, не осмысливая их критически.

И вот мы получаем ситуацию, когда «в нашей деревне, заведено плевать через плечо и искать ведьм каждый второе полнолуние. И через костер в ежегодный праздник мы прыгаем. Голыми. Парни вперемешку с молодыми девицами». А в остальное время, вполне себе такая патриархальная деревня, со строгими нравами. «Отцы так делали, деды делали, и мы будем».

Фактически, это пример самоиндуцирования симптома, когда девиантное поведение диктуется некритично впитанными убеждениями и идентичностью. В чем то это вариант шизофрении. Как доктор Джекилл и Хайд, с той разницей, что Джекилл просыпается и ужасается сделанному своим злым альтер-эго, а большинство людей воспринимает такие свои «превращения» как норму.

Корни у подобных явлений глубокие, зачастую в момент своего зарождения такое поведение было оправдано конкретными обстоятельствами и целями, но знанием об этом уже стерлись, а поведение закрепилось. Подобные явления встречаются и у приматов.

Широко известен эксперимент, в котором обезьянам в клетку повесили связку бананов, но при малейшей попытке зверушек до этих бананов добраться, их всех (включая непричастных) жестоко окатывали ледяной водой из брандспойта. Через какое-то время обезьяны прекратили попытки, и грустно смотрели на вкусные фрукты издалека. Тогда исследователи заменили одну из обезьян новенькой. Та сразу же двинулась в сторону пищи, но окружающие, предчувствуя водные процедуры, её с криками не пустили. Та, хоть и не понимая причины, сильно настаивать не стала: окружающие были очень агрессивны. Исследователи заменили ещё одного «старожила» на новичка, и история повторилась. Снова попытка получить банан наталкивалась на сопротивление группы. Прошло какое-то время, и в клетке не осталось ни одной обезьяны, реально испытавшей на себе обливание. Но любую подсаженную к ним новенькую за устремление к бананам колотили. «Так здесь принято, сынок!»

Резюмируя, у нас есть 4 группы явлений, связанных с «массовыми психозами» - «безумие толпы»; растянутое во времени поведение больших групп; самоиндуцирование симптома из страха его получить, и некритически воспринятая система убеждений. Для всех этих групп существуют схожие факторы, которые позволяют индуцировать те или иные убеждения, и превращать индивидуальное девиантное поведение в общественное поведение.

Итак, почему же девиантное поведение зачастую так легко подхватывается все новыми и новыми носителями вплоть до того, что явление приобретает признаки массового психоза?

Общественные группы представляют собой сложную систему, а значит, что лучше всего говорить не о первопричинах того или иного явления, а об «аттракторах» - факторах, склоняющих чашу весов в ту или иную сторону. Итоговое поведение системы - равнодействующая всех её аттракторов. Для всех вышеописанных групп явлений можно выделить следующие (взаимопересекающиеся) поддерживающие факторы:

  • Снижение критичности и качества логического, независимого мышления
  • Снижение качества жизни
  • Неспецифическая агрессивность
  • Угроза потерь на высоком ценностном уровне
  • Позитивное подкрепление
  • Персонификация проблемы
  • Общий враг
  • Коллективная безответственность
  • Простота предлагаемых рецептов
  • Минимизация усилий для получения результата
  • Усилия лидеров мнений по формированию нужных поведенческих паттернов и ценностно-убежденческого профиля
  • Самозащита убеждений
  • Боязнь выхода из отношений

Снижение критичности - когда мышление перестаёт быть регулятором действий человека. Например, критичность снижается под воздействием физиологических ограничений - в сне, в еде, под воздействием химических веществ. Широко известно, что это достаточно активно используется в религиозных группах (бдения и молебны, введение жестких пищевых ограничений). Лишение сна использовалось и в силовых структурах - не только как пытка, но и как способ получить необходимые сведения на допросе, запутав и запугав пленника.

Снижение качества логического, независимого мышления может быть вызвано и социальными факторами. Для этого не обязательно недоедать или недосыпать: как сложная психическая функция, мышление очень уязвимо. Достаточно тем или иным образом ограничить образование, сделать инициативу и самостоятельность наказуемыми, и через небольшой промежуток времени получить «нужные» результаты. Страх стать «отверженным» - мощный механизм, формирующий необходимое поведение. Он базируется на инстинктах - в древние времена отвергнутый племенем был обречен на смерть.

Проблемы, кризис, снижение качество жизни - косвенно ведут к повышению уровня агрессивности в обществе - борьба за выживание формирует более агрессивные и соревновательные формы поведения. Кроме того, согласно недавним исследованиям, чем тяжелее ситуация, тем больше люди склонны отказываться от самостоятельного анализа ситуации и поиска выхода, и тем больше возрастает авторитет лидера и некритичное доверие к его решениям.

Неспецифическая агрессивность. Существуют экзотические гипотезы, связывающие рост неспецифической агрессивности с солнечной активностью, климатическими изменениями, структурой питания. Они выглядят несколько спекулятивно и их сложно проверить, но нельзя отрицать, что человек подвержен тому или иному влиянию больших систем, следовательно какое-то влияние наверное возможно.

Угроза потерь на высоком ценностном уровне - когда неподчинение грозит потерей души, попаданием в ад, риском плохого перерождения и т.п.

Позитивное подкрепление девиантного поведения. Сколько-нибудь лительные действия нуждаются в подкреплении. Но не обязательно подкреплять каждый поведенческий акт. Как показывают эксперименты, «непостоянное подкрепление» действует сильнее, хотя требуется больше времени на закрепление. Если долго жечь ведьм, борясь с засухой, то дождь рано или поздно пойдёт. Он пошёл бы и без ведьм, но история не имеет сослагательного наклонения, и участники процесса вполне могут ссылаться на дождь, как на «установленный факт». Если сжечь ведьму, наславшую болезнь на соседа она вполне может и пройти. Термина «психосоматика» еще никто не знает, а явление есть. Психосоматическая болезнь вполне может исчезнуть вместе с ведьмой. А может и не исчезнуть. Тогда отсутствие результата будет объяснятся недостаточностью усилий - мало сожгли ведьм, плохо молились, недостаточно верили.

Персонификация проблемы. Как говорил Сталин, каждая катастрофа имеет имя и фамилию. Но как быть с засухой, чумой, похолоданием? Ответ простой: назначить виновного. Человек изначально склонен к «стихийной телеологии» и антропизации любых явлений. Поэтому так легко воспринимаются «очеловеченные» объяснения. Наверняка легче, чем непонятный рассказ о движениях воздушных масс и малом ледниковом периоде. Отголоски этого мы видим и сейчас: дискуссии о глобальном потеплении в бытовом сознании превращаются в «ОНИ выбрасывают в атмосферу что-то плохое, поэтому у НАС нет нормальных зимы и осени, ату ИХ!» Не отвергая антропный вклад в потепление, нельзя не отметить, что дискуссии на тему естественноприродных причин и циклов ведутся на много порядков реже, и с куда меньшим накалом.

Общий враг, как частный случай персонификации, является хорошим объединяющим фактором. Вдобавок, позволяющий лидерам (см. ниже) отвлечь внимание от внутренних проблем. Нужно только осторожно выбирать кандидата на роль такого врага, он должен быть достаточно сильным и неуязвимым. Если его слишком легко устранить, то после победы над ним, люди столкнутся с неприятной ситуацией: врага уже нет, а проблемы остались.

Коллективная безответственность . Чем больше в действие или бездействие вовлечено народу, тем меньше шансов, что кто-то пойдёт против течения, даже при том, что каждый по отдельности может осознавать, что поступает неправильно. Этот паттерн исследован в основном в рамках социальной психологии: описательно, без анализа причин. Мне кажется, дело может быть в сочетании двух мотивов. С одной стороны, действие требует усилий и может привести к неприятностям. С другой, кажется, что чем больше народу, тем больше шансов, что кто-то кроме тебя возьмёт на себя ответственность. На практике однако нередки случаи, когда даже в большой группе людей такого смельчака не находится.

Простота рецептов . Чем проще связки «причина-следствие», тем большее распространение они получат. «Засуха - голод - ведьмы» лучше, чем «засуха - необходимость в системном изменении земледелия, совершенствовании системы ирригации, распределения ресурсов». В первом случае меньше неопределённости и независимых переменных, требующих отдельного анализа и вероятного изменения образа жизни. Разумеется подразумевается, что людям на этот момент неизвестен какой-либо другой очевидный и менее жесткий вариант действий.

Минимизация усилий для получения результата. Aka халява. При прочих равных, предпочтение будет отдано такому решению, при котором требуется минимум собственных усилий. В этом плане всевозможные пояса Богородицы, амулеты и заговоры имеют неоспоримое преимущество например перед здоровым образом жизни, требующим ежедневных усилий.

Соответствие поведения лидеров чьим-то менее очевидным интересам. Примером могут служить информационные кампании, для военных действий, целью которых является, скажем, нефть, а идеологическим оправданием - борьба за свободу. В этом случае заинтересованная сторона, имеющая возможности влиять на формирование общественного мнения, активно их использует и поддерживает нужных лидеров. В отсутствие явных лидеров, но при наличии других причин, поведение всё равно может формироваться, но дольше и более стихийно. Лидер же выступает в качестве катализатора и того, кто задает вектор движения.

Самозащита убеждений . Как правило в форме «ты выступаешь против, значит тебя прижучило, значит мы всё правильно делаем, значит ты сам враг, значит тебя надо наказать». Есть огромное число примеров, как из древних времён («ведьму может защищать только или еретик, или другой ведьмак»), так и из современности («ты хочешь остановить хунвейбинов, значит ты против Революции и китайского народа», «ты выступаешь против мультикультурности, значит ты расист», «ты выступаешь против РПЦ, значит ты против возрождения России»). После таких заявлений обсуждение быстро перетекает в плоскость эмоций, и любые попытки аргументации со стороны критика наталкиваются на игнорирование или воспринимаются в качестве подтверждения того, что он - враг.

Боязнь выхода из отношений. Также следует принять во внимание эффект, описанный Вацлавиком в «Межличностной теории коммуникации»: люди могут находиться в откровенно неприятных отношениях, осознавать это, но всё равно не делать попытки из них выйти. Потому что в отношениях есть не только плохое, но и хорошее. А страх рисков от попытки ухода перевешивает постоянное недовольство от привычной ситуации.

Подводя итог, хочу ещё раз подчеркнуть основную мысль: «массовый психоз» в большинстве случае таковым, по сути, не является. Это лишь оборотная сторона вполне успешно действующих механизмов социальной организации и адаптации, необходимых человеку и человеческим сообществам. Фактически, массовый психоз - это непроизвольный или вызванный в чьих-либо интересах сбой в системе социальной адаптации.

Большое спасибо

В учебниках психиатрии среди пышного разнообразия психических болезней есть одна, которая занимает особое место. Поскольку болезненные симптомы как бы есть, но сам пациент при этом здоров. Имя этого заболевания - индуцированный психоз.

Для примера представим семью из двух немолодых супругов. Они жили долго и счастливо, но вот в один прекрасный день один из супругов заболевает шизофренией. Заболевание протекает согласно классическим учебникам: у него начинаются небольшие проблемы, всякие там расстройства внимания, и на фоне этих мелких симптомов внутри головы все отчетливей начинает раздаваться голос.

Больной не знает, чей это голос. Но голос чужой, и раздается он не в ушах, а как бы внутри черепа. То есть, классический синдром Кандинского-Клерамбо. Голос говорит странные вещи. Поначалу больной в растерянности, даже осознает, что болен, просит помощи и не знает, как быть.

В попытках объяснить происходящее, больной выдумывает фабулу. В ней могут фигурировать радиоактивные лучи ЦРУ или невидимые ядовитые газы ФСБ, инопланетяне, рептилоиды, синдикат преступных гипнотизеров или древние духи майя.

Бред крепнет, обрастает подробностями, и вот уже больной убежденно рассказывает о восставших из пепла духах древних индейцев. Которые выбрали его в качестве проводника, чтобы сообщить через него человечеству о своем твердом решении испепелить землю, если человечество немедленно не прекратит войны, педофилию и браконьерский вылов байкальского омуля.

Через какое-то время в приемный покой городской психбольницы менты привозят человека, взятого в общественном месте за неадекват. Человек бросался на собеседников, спорил, требовал внимания и нес полный бред про духов майя, которые воскресли и пытаются в последний раз поговорить с человечеством.

Нюанс ситуации в том, что этот неадекватный человек - не больной, а его супруг. Просто у него индуцированный психоз, и он высказывает идеи, родившиеся в чужом больном разуме. Задача психиатра непроста. Он должен это определить и разобраться, с каким бредом имеет дело - классическим, либо индуцированным.


Для лечения индуцированного бреда супругов будет достаточно разделить и полностью прекратить их взаимодействие. Вскоре здоровый супруг пойдет на поправку, а больной начнет долгий и непростой курс лечения шизофрении.

Индуцированный бред в психиатрии - не ахти какая редкость. Механизм его возникновения прост: если люди достаточно близки или даже родственники, если больной пользуется уважением и авторитетом у здорового, то его энергии убеждения порой вполне достаточно, чтобы затмить своим голосом реальность и здравый смысл - точно так же, как прежде это сделал голос болезни, раздавшийся внутри его головы.

Неужели так просто заставить человека поверить в очевидный бред? Увы, проще простого. Более того - индуцировать бредом можно не одного человека, а нескольких.

История знает случаи, когда правитель государства, страдающий паранойей или манией, индуцировал своим бредом целые народы: немцы бежали порабощать мир, поверив Гитлеру в превосходство своей нации, русские бросались расстреливать соседей и сотрудников, поверив Сталину в повсеместное засилие иностранных шпионов.


Индуцированный бред, распространившийся на большую толпу, имеет особое название - массовый психоз.

Не надо тешить себя надеждой, будто человеку от природы свойственно критическое восприятие реальности. Оно не свойственно человеку. Человек в своей массе - это всегда продукт веры. Большинство граждан любой страны способно поверить во что угодно.

В превосходство своей расы над остальными. В справедливость Октябрьской революции. В необходимость сжигать на костре молодых женщин, подозреваемых в колдовстве. В то, что КНДР - самая счастливая в мире страна, и все люди глобуса нам завидуют. В лечебные свойства магнита. В целебность воды, заряженной позитивными вибрациями экстрасенса. В паломничество к иконе Матрёнушки Московской, исцеляющее от бесплодия и простатита.

В то, что сосед слесарь Витя - оказывается, шпион британской разведки. И в великую пролетарскую справедливость, выраженную в расстреле шпиона Вити вместе с его женой Верочкой и детьми. В то, что Сталин самый человечный. И в то, что Гитлер самый человечный. Вопреки логике. Без доказательств. Несмотря на обратное.

А если возникнет потребность в логике - человек отыщет себе один подходящий "факт", который неопровержимо докажет, что Гитлер дарил детям конфеты, икона реально излечила сотрудницу, вода умеет запоминать музыку (ученый проверил!), а НЛО однажды сбили военные летчики, показали в телепередаче, инфа 100%.

Примерно 45% населения планеты верят в Бога, хотя это число мне кажется заниженным вдвое. Они верят в сотворение женщины из ребра мужчины. И Всемирный потоп. Хотя доказательств этому - как для тех духов майя, грозивших уничтожить человечество во имя омуля.

Остальная половина человечества верит в Теорию Струн и Большого Взрыва. Хотя и здесь доказательств не больше. 100% всех людей мира верят в то, что они верят в Настоящую Истину, а остальные - дураки, зомбаки и неверные.

Вся история человечества - это история искренней веры в очередной бред. Человечество болеет индуцированными психозами как гриппом - в массовом порядке, миллионными толпами и долгими десятилетиями без ремиссии.

Стоит ли удивляться, что какой-то там шизофреник заразил свою здоровую супругу шизофренической идеей? Это абсолютно нормальное состояние для большинства людей.

Каждый из нас живет среди больных самым разным индуцированным бредом (опаснее, если одинаковым), и сам тоже болен. Это абсолютно нормально.

Лишь далекие потомки сообразят, какие из наших сегодняшних верований и бытовых привычек являлись бредом. И удивятся, как мы верили в эти идеи вопреки логике, здравому смыслу и всей доступной статистике.

Тем не менее, логика и здравый смысл существуют, и некоторые идеи адекватны. Как разобраться, какие именно? Если мы предположим, что в мире, наполненном бредом, все-таки существует адекватное восприятие реальности (или хотя бы какой-то ее части), то как и по каким признакам это отличить от бреда и массового психоза?

Понятно, что основным критерием является внутренняя логика теории и ее непротиворечивость. Если возникают подозрения в наличии массового психоза, есть смысл отказаться от ТВ и прочих средств массового индуцирования, и вместо этого пользоваться принципиально разными источниками, постоянно сравнивая и оценивая достоверность информации.

Отдельный полезный навык - постоянное сопоставление теории с данными самой разной статистики. А не с единичным случаем, произошедшим с сотрудницей.

Человек, для которого образ двух погибших детей выглядит убедительней, чем все данные мировой статистики, - потенциальная жертва индуцированного бреда и готовый адепт массовой истерики по запрету велосипедистов, балконных лоджий и домашнего консервирования грибов.

Но также есть вспомогательный критерий, который позволяет с неплохой степенью вероятности предположить, что мы имеем дело с индуцированным бредом в форме массового психоза: это статистика его участников.

Потому что если мы имеем дело с индуцированным бредом, то он в первую очередь поразит те категории людей, которые склонны к этому более прочих. Даже Википедия с подкупающей откровенностью перечисляет категории лиц, наиболее подверженных массовым психозам: истеричность, внушаемость, низкий интеллект. Если теорию поддерживают в своей массе именно такие персонажи, это веский повод подозревать массовый психоз. Рассмотрим их подробнее.

1. Истеричность.

Истерика и агрессия - ценный диагностический критерий. Всем известно, что к агрессии прибегают, когда физическое подавление несогласных - последний способ доказать свою точку зрения.


Если сторонники некой идеи начинают в массовом (не единичном) порядке желать наказания для своих оппонентов - скорее всего, они больны.

Если сторонники идеи одобряют заведомые зверства (пытки, казни, репрессии, высылки, концлагеря, длительные тюремные сроки), оправдывая их святыми целями, - они точно больны. Бред когда-нибудь закончится, а потомкам будет стыдно за эпоху.

2. Внушаемость.

Внушаемость, суеверность и религиозность - термины схожие, но не одинаковые. В любом случае меньше всего здесь мне хочется противопоставлять религию и атеизм - это настолько сложные вопросы, что я сам не разделяю ни одну из сторон, исповедуя собственную гибридную теорию Бога.

Но вот суеверность в самом широком смысле - это ценный диагностический критерий, показывающий готовность принимать самые разные бредовые теории, не требуя проверки фактов.

К суевериям относят самые разные верования, чья суть не подтверждается фактами и экспериментом: гадания, приметы, сонники, гороскопы, магия, непрофессиональные теории самолечения, а также, собственно, бытовые суеверия, вроде опасности черных кошек, перебежавших дорогу.

Если в толпе сторонников некой идеи во множестве встречаются именно такие персонажи - это четкий сигнал, что мы имеем дело с индуцированным бредом. Но, разумеется, таким же четким диагностическим критерием может служить толпа верующих, чье поведение противоречит собственному религиозному учению (даже не говоря о христианстве, любая религия отрицает хамство, насилие, агрессию, пытки, казни, погромы и преследования).

3. Низкий интеллект.

Интеллект, уровень образования и род занятий не синонимы, но сильно связаны друг с другом хотя бы просто по статистике. Поэтому если заметную часть сторонников идеи составляют студенты и академики - это вряд ли массовый психоз.

И наоборот: если идею подхватывают в основном рабочие и крестьяне, заявляя, что их враги - грамотное офицерское сословие, предприниматели и интеллигенция, то это явный признак бреда (который, впрочем, может затянуться на 70 лет, как показала история СССР).

И точно так же можно предположить, что общество поразил массовый психоз, когда на демонстрации выходят в основном служащие, безработные, рабочие и бюджетники, которые противопоставляют себя неопределенному кругу "врагов" с заведомо более высоким уровнем образования и интеллекта: креативный класс, предприниматели, музыканты, художники, литераторы, компьютерщики.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «api-clinic.ru» — Центр естественной медицины