Чабрец магические свойства. Восемь способов использования чабреца в славянской магии
Если в Вальпургиеву ночь промыть глаза росой с кустиков чабреца, то можно увидеть фей. (Ирландская легенда)
Чабрец — одна из моих любимых травок. Как я люблю, приезжая на дачу, иногда отдыхать рядом с кусочком земли, где у нас растет чабрец. Маленькие сереневые цветочки…А сколько аромата в них, такой дурманящий, неповторимы. Сорвешь листик, разотрешь в руке и наслаждаешься запахом природы, свободы и понимаешь, вот она сила природы-матушки.
Тимья́н , или Чабре́ц (лат. Thýmus ) - род полукустарников семейства Яснотковые (Lamiaceae ), листья используются в качестве приправы. Растение сильно ароматно, с пряным тёплым запахом, обусловленным в основном фенольными летучими ароматными веществами - тимолом и карвакролом. Макс Фасмер выводит русское название темья́н (именно через «е»), равно как и др.-рус. темьанъ , ст.-слав. темьѩнъ, болг. тимя́н, сербохорв. та̀мјан, из греч. θυμίαμα - благовонные вещества . Зафиксировано множество народных названий тимьяна (в большей степени относящиеся к виду Thymus serpyllum - Тимьян ползучий): богородская трава, боровой перец, верест, жадобник, лебюшка, лимонный душок, мухопал, фимиамник, чебарка.
С незапамятных времен чабрец почитался как божественная трава, способная возвращать человеку не только здоровье, но и жизнь. В Древней Греции чабрец называли фимиамом и он использовался жрецами во время их комланий, гаданий. Венок из чабреца считался символом плодородия.
Позже традицию древних греков покомлать перехватили европейские маги и колдуны, славянские знахари. Чабрец наделили свойствами защищать от порчи, злых духов и прочей нечисти. Как живых, так и покойников (тело покойного в гробу в некоторых регионах Кавказа обкладывают чабрецом). Как во время бодрстовования (зашивают в ладанки), так и во время сна (в подушку). Использовали чабрец и в любовной магии.
Во многих российских губерниях чабрец признается как универсальное лекарство чуть ли не от всего. Его действие обусловлено входящими в его состав эфирного масла, дубильных веществ, органических кислот. Древних и современных колдунов чабрец очаровал именно своим эфирным маслом, продающимся сейчас в любой аптеке. Чабрецу приписывали лекарственные, и даже магические свойства. Например, чтобы узнать говорит ли человек правду, произносили имя этого человека и бросали высушенный состав из чабреца в костёр. Если дым поднимался вверх, то человек говорит правду, если стелился по земле, то он слукавил. Чабрец считался своего рода оберегом от мрачных духов, его носили на шее в специальных ладанках, таким образом, она защищала от сглаза и порчи. Считается, что чабрец помогает в рождении детей, поэтому и на святой Руси, да и в некоторых других странах венки из чабреца надевали девушкам выходящим замуж.
О свойствах чабреца писали еще Теофраст и Авиценна, включавший семена тимьяна в состав сложных лекарств на основе меда, уксуса, масла или вина вместе с семенами тмина, сельдерея, петрушки, мяты, валерианы, иссопа, аса-фетиды и чеснока. Вторят ему и современные специалисты, утверждающие, что «чабрец помогает раскрыться неуверенным в себе, чувствительным, нервным натурам; восстанавливает силы и пробуждает эмоции…» Трава тимьяна ползучего содержит до 0,1-0,6 % эфирного масла, основным компонентом которого является тимол - до 30 % и карвакрол. Обнаружены дубильные вещества, горечи, минеральные вещества, камедь, органические пигменты, урсоловая и олеиновая кислоты. В незначительных количествах имеются терпены.
Чабрец используется в качестве пряности при приготовлении пищи. Тминный тимьян можно заметить во многих во многих рецептах средиземноморской кухни. Чабрец улучшает пищеварение. Во французском блюде Конфит (приготовление утиных ножек) используется тимьян в качестве специй. В Италии, Греции маслины консервируются с применением чабреца. На тимьяне также создаются алкогольные изделия. При приготовлении рыбы или мяса, картофеля на сале рекомендуется класть тимьян задолго до готовности блюда – тогда пряные особенности растения выразятся в большей мере. Ничто не подчеркнет вкус фасолевого супа, как чабрец (добавлять за 20 минут до окончания). Тимьян входит в состав смеси приправ, известной как «прованские травы». Стебли вместе с листьями и цветками можно заваривать как чай. Эфирное масло тимьяна применяют для отдушки косметических средств - туалетного мыла, помад, крема, зубных паст, а также в фармацевтической промышленности. Хороший медонос. Декоративное растение. Широко используется в декоративном садоводстве, в частности, для устройства альпинариев. Примечательно продолжительным «ковровым» цветением, приятным ароматом, способностью быстро заполнять пустые пространства.
Интересные факты:
1. Чабрец считается символом мужества
. В Средневековье, дамы вышивали на рубашках своих рыцарей чабрец, надеясь, что это придаст им храбрости в бою.
2. Если в Вальпургиеву ночь промыть глаза росой с кустиков чабреца, то можно увидеть фей
. Ирландская легенда.
3. «Тимьян красивенький» занесен в Красную книгу России.
4. В гардероб можно класть чабрец. Тогда там не будет заводиться моль.
5. В Греции считали тимьян цветком Афродиты – богини красоты, в Риме – Сатурна. Принося жертву Афродите, греки сжигали чабрец на костре. Фимиамный, благоуханный дым возносился кверху, и это означало, что богиня приняла жертву.
6. Рыбаки верят в то, что окуренные снасти дымом чабреца принесут хороший улов.
7. Славяне же считают чабрец божественной травой. В день Успения Богородицы принято украшать чабрецом иконы.
Чабрец. Казак Иван Чегода покидал берега родной Кубани. (Казаки. Сказка.)
К азак Иван Чегода покидал берега родной Кубани.
В переди синели горы, под ногами коня стлался яркий ковёр цветущей степи, а позади.
П озади осталась Кубань, развалины родного хутора, дым и пламя пожара.
К ак горячий ветер-суховей, налетели на хутор турецкие орды.
В спыхнули казацкие мазанки, засверкали кривые сабли.
У видел Иван Чегода, что все казаки легли под турецкими саблями, попытался пробиться на север.
Н о когда целая сотня турок преградила ему путь, он повернул своего коня и поскакал на юг, к далёким горам.
В от уже кончается степь.
Х мурые дубовые леса неласковым шёпотом встречают казака.
И тогда придержал Иван Чегода коня, нагнулся с седла и сорвал кустик степного чабреца – низкой скромной травки с алыми цветочками и сладким запахом.
Т акой же чабрец рос на берегу Кубани, у родного хутора, и мать-старуха часто посыпала им чистый глиняный пол хаты.
А хуторские девчата любили вплетать пахучий чабрец в венки, когда шли под вербы, на гулянку.
П онюхал казак траву, бережно положил её за пазуху и въехал в лес.
И начало казаться Ивану, что и великаны-дубы, и скромная травка шепчут одно и то же:
- К азак! Негоже оставлять родную землю. Почему ты здесь, а не с товарищами. Трус!
- Я не трус! – закричал казак. – Смотри: – моя сабля в турецкой крови! В пороховнице не осталось пороху, я его в бою с врагами извел!
Н о дубрава шептала:
- Н егоже бросать родную землю врагу! Трус!
З амолчал казак, низко к гриве коня опустил свою голову, и тоска жёсткой рукой сжала его сердце.
Т ак всю ночь ехал он по лесам и ущельям, поднимаясь все выше в горы.
А когда утренняя заря кровью залила белые вершины гор, за перевалом встретил Иван Чегода воинов в бурках и чёрных, как ночь, папахах.
В переди ехал седой длинноусый старик с зоркими глазами и горбатым носом.
Я рко-красная бархатная шапочка, осыпанная самоцветными камнями, прикрывала седые кудри, расшитый золотом плащ вился по ветру, дорогая сабля билась о стремена.
- К то ты? – крикнул старик Ивану.
Н ичего не ответил казак, только остановил коня и взглянул на старика тяжёлым свинцовым взглядом.
Т огда выехали – вперёд два рослых воина в бурках и, выхватив шашки, закричали:
- К то ты? Отвечай нашему полководцу или сейчас твоя голова скатится с плеч!
М олчал казак. Чёрная тоска сковала его тело, и все равно было ему – жить или умереть.
- К то ты?! Отвечай, о трус, от страха растерявший слова! – снова крикнули воины.
- Я не трус! – простонал казак и, выхватив саблю, пришпорил коня.
В скинул усталую голову резвый кубанский конь, заел и рванулся навстречу воинам.
С крестились и засверкали сабли.
У мело и ловко владели клинками люди в чёрных папахах, но не было в их руках отчаянной силы и ярости.
Д олго звенели, скрещиваясь клинки.
Н о вот широко взмахнул саблей казак, выбил оружие из рук воинов и остановил коня – мрачный и могучий, как горная гроза.
З акричали от негодования остальные воины в бурках, сверкнули в лучах молодого солнца десятки клинков, но старик засмеялся и велел спрятать сабли.
- Д обрый воин! – сказал он Ивану. – Мне нужны острые сабли и крепкие руки, чтобы бить турок. Спрячь саблю, пришелец, и садись с нами на ковёр! Пусть кубок доброго карталинского вина разгонит твою печаль.
И ван Чегода слез с усталого коня и присел на мягкий ковёр, развёрнутый воинами.
С муглолицый юноша поднес ему окованный серебром турий рог, наполненный душистым вином.
- М ожет быть, теперь, за дружеской трапезой, ты поведаешь нам, кто ты и откуда? – ласково спросил старик.
- Я – кубанский казак Иван Чегода. Была у меня земля родная, любимая, была мать-старушка, была дивчина кареглазая, а сейчас ничего нет, бобыль я! Сожгли моё счастье проклятые турки!
- У нас общая дорога и одни враги, – сказал старик. – Русские воины и воины солнечной Картли не один раз плечом к плечу стояли против турок. Езжай с нами в Картли – там найдешь себе вторую Родину. Там собирается войско на борьбу с турками.
Т о ли от сладкого крепкого вина, то ли от ласковых слов седоволосого военачальника, но повеселел Иван Чегода.
К ак янтарные зерна в чётках, один к одному вязались дни.
И вскоре далёко по турецкой земле, вплоть до голубого Трапезонда, гремело грозное имя Ивана Чегоды.
С амые отважные турецкие воины бледнели и поворачивали назад коней, когда на них мчался хмурый, светлоусый воин в богатой одежде и золочёном шлеме.
М ного побед одержал молодой сотник грузинского войска.
О н научил подчинённых ему воинов змеями красться в кустах к вражьему стану.
О н первый нёсся на коне в атаку, и никто не мог остановить его.
Б огатые одежды, лихих арабских скакунов, дворец, украшенный алыми багдадскими коврами, подарил герою-кубанцу грузинский полководец.
Н о никогда не улыбался Иван Чегода, всегда холодны и страшны были его ледяные глаза.
И слуги не раз видели, как богатырь, уединившись в дальней комнате своего дворца, открывал золотой ларец, доставал оттуда пучок сухой, невиданной в этих краях травы, шептал тихие, ласковые слова о кубанской земле и плакал над сухим кустиком:
- П очему он не пахнет? Куда девался его степной медвяный запах?
И не могли понять люди:
Зачем было нужно нюхать сухую траву, когда кругом столько ярких, пахучих цветов!
И опять луна и солнце отсчитывали сутки и месяцы.
О днажды в тихий весенний вечер, когда воздух был сладким от дыхания роз, Иван Чегода, запершись в дальней комнате своего дворца, снова открыл золотой ларец.
О ттуда пахнуло крепким, густым, горячим запахом весенней кубанской степи.
И тут впервые заметили слуги радостную улыбку на лице грозного Ивана Чегоды.
О ни широко раскрыли глаза от удивления, когда любимец старого князя сорвал с себя драгоценные одежды, надел синие выцветшие шаровары, рубашку, расшитую скромным узором, и заломленную назад старую шапку.
П отом он снял со стены шашку в чёрных потёртых кожаных ножнах, взял длинное ружьё, палочку свинца и рог, полный пороха.
В есёлый, улыбающийся, он сам пошёл в конюшни и, пройдя мимо дорогих арабских скакунов, заседлал кубанского косматого коня.
А когда Иван Чегода выехал за ворота дворца, слуги услышали, что он поёт громкую песню, широкую и бурную, как горная река.
В от и опушка дубравы.
В ековые дубы шепчут молодыми листьями что-то ласковое и приветное.
Я ркая, зелёная, усыпанная разноцветными искрами цветов, дымится под солнцем весенняя степь.
Ж адно всматривается в неё казак, нагибается с коня. Но нигде не видно низкой пахучей травки-чабреца.
Т олько старый сухой кустик шелестит под рубахой у сердца и дарит пьянящий аромат.
У степной балки навстречу казаку выехало трое людей в оборванных свитках и облысевших папахах.
- К уда едешь, хлопец?! Там турки! – угрюмо сказали они.
- Е ду на Кубань, на родную землю. Зовёт она нас, чтобы освободили мы её от врага, – ответил Иван Чегода и достал из-за пазухи сухой чабрец.
Ж адно вдохнули казаки родной запах и молча поехали за Иваном.
И один из них сказал:
- У ж год я не видел чабреца! Не растёт он больше в нашей степи.
В се ближе и ближе берега бурной Кубани.
В се новые и новые люди выходят из плавней, из степных балок, из развалин сгоревших хуторов.
- К уда путь держите? – спрашивают они.
- О тбивать родную землю идём!
И все больше и больше колей ступают по следам Иванова скакуна.
В ечер махнул синим крылом, когда почуяли казацкие кони сладкую кубанскую воду.
В переди на берегу забелели шатры турецкого войска.
- Н е отдохнуть ли перед боем, Иван? – спросил один из казаков. Кони шли целый день и устали!
- Н ет! Кони чуют кубанскую воду и рвутся вперёд!
- Н е отдохнуть ли нам, Иван? – спросил другой. – Притомились казаки, ведь целый день под солнцем ехали!
- Н ет! Прохладный ветер кубанский освежит нас!
- Н е остановиться ли мам, Иван? Темнеет уже! – сказал третий.
- Н ет! Скоро месяц взойдёт, и Кубань, как зеркало, его лучи на берег отразит!
З агудели трубы в турецком лагере.
В ыбежали янычары, вскочили в седла делибаши, замелькали факелы.
Н о не видны им были в сумрачной степи казаки, только топот копыт слышался.
А Кубань своими волнами, как серебряной чешуёй, отразила лучи молодого месяца и осветила турецкий лагерь.
С вежий ветер примчался с реки и сырым туманом до костей пронизал турок.
Г розой налетела казачья лава.
- Ч егода-паша! – закричали турки, увидев переднего всадника, и сабли начали падать у них из рук.
Н апрасно турецкий паша пытался грозными окриками воодушевить своих воинов.
Н апрасно с визгом бросались на казаков разъярённые делибаши. Ничто не могло остановить казаков.
М олниями сверкали их сабли, гремели ружья, все теснее сжималось казачье кольцо вокруг турецкого лагеря.
- В перёд! С нами аллах! – вскричал турецкий паша и с отборными воинами ринулся на казаков.
К азалось, ещё один момент – и прорвёт паша смертоносное кольцо казачьих сабель.
Н о вдруг вырос на его пути хмурый всадник с обнажённой шашкой.
- В перёд, казаки! С нами Родина! – громким голосом крикнул всадник, и турок узнал в нем Ивана Чегоду.
- В от тебе, гяур! – взвизгнул паша и опустил кривую саблю.
Н о Чегода ловко отвёл удар, размахнулся и срубил турецкому паше голову.
З авыли турки от отчаяния, повернули назад и стали бросаться в Кубань.
В ту ночь тысячи их навсегда полегли на кубанской земле, а остальные потонули в бурных водах реки.
П осле боя усталые казаки сладко уснули на зелёной траве, у родной Кубани.
А утром, когда горячее солнце начало лить росу и умылось в холодной реке, они проснулись от жаркого медвяного запаха.
Т ысячи кустиков невысокой травки с мягкими листиками и красноватыми мелкими цветочками расцвели вокруг них, слали свой нежный аромат и ласковый шорох.
С тех пор, отправляясь в поход, всегда берут с собой казаки сухие пахучие веточки родного чабреца.
0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.
Вы найдете информацию по конкретным растениям, в разделе "Лекторий" - учебное пособие для увлекающихся Травоведением. Cразу хочу отметить, что я ничем не торгую и не занимаюсь лечением.
При подготовке материалов не ставилось целью открыть нечто новое в плане ботаники или магии. Главным было подобрать материал из различных источников и выстроить его в удобной для усвоения форме, создать Учебник, который поможет при проведении уроков по Травоведению в любых магических или околомагических школах.
С учетом специфики предмета, а я не пишу о выдуманных самой вещах, разумеется, я пользуюсь огромным количеством источников, которые указаны на сайте. Указание на конкретные источники в конкретных лекциях заменено . Не ставилось целью создать некий научный труд, в котором цитирование обязано указываться сносками. Это - учебник для магической школы со списком использоваемой литературы. С учетом того, что это не печатное издание, формальности более чем соблюдены. В описании растений используется материал из энциклопедии.
Последние добавления на сайт
4 модуль Практики - на сайте
4 модуль "Музыкальной культуры. Практикум" доступен для ознакомления / 03.03.2018Возможные неполадки на сайте
В связи со сменой версии движка сайта, на нем возможны неполадки. Если вы заметили не работающую ссылку или другую проблему - напишите мне, пожалуйста / 07.03.2016Возобновление уроков
Осенний семестр считаем открытым. В ближайшее время в расписании появятся уроки не только для 1 курса, но и для старших / 13.09.2015Музыкальный практикум в Казани
В рамках проекта Практикума по музыкальной культуре, рекомендую всем казанским друзьям музыкальную школу для взрослых Виртуозы , открывающуюся в этом месяце. Там все то, что мы делали с вами на практике, будут делать уже лично, а не в скайпе.
/ 06.07.2015Практикум - запись открыта
Семестр начинается 9 числа, записываться можно уже сейчас, загляните только в онлайн-расписание и свяжитесь со мной / 07.03.2015О разделах
- "Травоведение" - кабинет по предмету Травоведение
- "Обереги" - кабинет по предмету Обереги, Амулеты и Талисманы. Оба предмета преподаются в Хогвартсе Сириуса.
- В разделе "Избранное" будут расположены избранные работы учеников. Просто те, которые я, по тем или иным причинам, захотела разместить.
- "Мой хог ". Лучшие ученики и помощники, воспоминания и фотографии. Хоговская жизнь. Запыленные свитки лежат по всему замку в самых разных местах. Когда я закончу этот раздел и наведу порядок? Наверное, никогда. Этот процесс будет бесконечен. И если есть советы и предложения по этому разделу - то это всегда только приветствуется.
Трудно сказать, когда впервые великолепный пряный и свежий аромат чабреца привлек к нему внимание людей. Очевидно, что очень давно. Произрастает чабрец в сухих и солнечных местах, например, в степях Хакасии. Эзотерики считают, что эти места наполнены силой. Предания говорят, что в культовых ритуалах чабрец использовали многие народы. Древние греки бросали чабрец в огонь, чтобы благовонный дым поднимался к небесам и привлекал благосклонность богов. Похожий обряд существовал и у славянских племен. В христианскую эпоху в день Успения Богородицы чабрецом украшали иконы Божьей Матери, в силу этого он получил еще одно название - богородичная трава.
Другое название этого растения, тимьян, символизирует мужество и силу. В средние века считалось, что иметь регулярное добавление чабреца в пищу позволяет полностью избавиться от страха. Рыцари разукрашивали изображением этого растения доспехи и щиты, говоря тем самым о своей отваге и полагая, что это принесет удачу в поединке.
В Англии и сейчас живо поверье, что чабрец, посаженный в саду, обязательно привлечет своим волшебным запахом эльфов.
Листья и цветки чабреца содержат очень много эфирного масла, которое и придает растению его специфический великолепный аромат.
Чабрец сможет помочь в лечении множества заболеваний. Самый массовое применение он получил в практике лечения заболевание органов дыхания. Чабрец входит в состав многих медицинских препаратов, обладающих отхаркивающими и дезинфицирующими свойствами, он применяется для лечения катара дыхательных путей. Очень часто чабрец применяется в составе растительных средств от кашля, с его помощью можно вылечить коклюш, бронхит, до появления антибиотиков он применялся при лечении воспаления легких, чабрец облегчает состояние при бронхиальной астме.
Чрезвычайно эффективен чай из чабреца при лечении дисбактериоза у детей. Употребление чабреца способствует усилению отделения желудочного сока. Чабрец также является прекрасным лекарем заболеваний мочеполовой системы и способствует выведению камней из организма.
Положительное воздействие чабреца на состояние системы кровообращения и стимуляция им обменных процессов в мозге позволяют применять это растение и при лечении некоторых заболеваний головного мозга.
Нельзя забывать и о высоком содержании в чабреце сильнодействующего антибактериального вещества тимол. Тимол угнетающе воздействует на патогенную микрофлору, это делает его чрезвычайно полезным компонентом печеночных настоев, при лечении воспалении почек и различных невралгий. А запах чабреца обладает успокаивающим, снотворным действием. Если вы страдаете от плохого сна, часто чувствуете беспричинное беспокойство, очень быстро устаете, вас избавит от этого подушка с чабрецом, или просто пучок высушенных стеблей, повешенный у кровати.
Некоторые предания говорят: чабрец - это трава, подаренная богами, она способна возвратить не только здоровье человека, но даже жизнь.
Итак, чабрец поможет вам избавиться от кашля. Но есть и множество других способов, также основанных на средствах народной медицины и, как и отвар чабреца, не имеющих побочных воздействий. Об этом мы со временем расскажем в других материалах.
Каким должен быть шаман - обязательно в обрядовых одеждах и с бубном? Или тот, кто разговаривает с духами, может работать рядовым строителем?
В современном мире шамана можно встретить даже в кафе, и при этом отличить его от обычного посетителя будет сложно. Среди таких простых людей - и родовой шаман Амаш из Таштагола, с которым пообщались корреспонденты VSE42.Ru .
Как в наши дни становятся шаманами? Кто обучает этому искусству?
Шаманами становятся по крови: в роду шаманы обязательно должны быть. У меня это мама. Сколько поколений всего, мы не знаем. Мама помнит, что у неё дядя и тётя были шаманами. Кто до них - неизвестно. Искусство каждого очень индивидуально: у всех есть свои секреты. Шаман получает знания только от другого шамана - надо искать себе наставника, который показывает и учит. Нужно долго наблюдать, слушать подсказки, ведь самостоятельно этому не обучиться. Мой учитель - верховный шаман Тувы - Кара-Оол Тюлюшевич.
Когда у вас появилась уверенность, что будете этим заниматься?
Есть люди, у которых в детстве проявляются особые способности. Они начинают видеть картинки, слышать голоса. Тогда им наставники говорят, что у них есть дар, но в юном возрасте становиться шаманом не советуют: мол, такие люди долго не живут. Рекомендуют начинать практиковать после 40 лет, ведь раньше у человека другие задачи: нужно детей вначале поднять. Для женщин дождаться определённого возраста - обязательное условие.
А что делают те, у кого способности проявляются гораздо раньше?
Детям родители должны объяснять, что это нормально. В раннем возрасте сложно принять, что ты не такой, как все. Проявлений необычных способностей начинают бояться, ведут детей к врачам. Это неправильно, поэтому поддержка и понимание старших очень важны.
Когда вы начали практиковать?
В 40 лет начал готовиться. Полтора года практикую. Сейчас мне 43. Моя специализация - стихия огня и воды. Взаимодействую, разговариваю, чищу людей.
Можно ли сказать, что отчасти вы работаете как психолог?
Да, конечно. Я помогаю справиться с трудностями, найти свой жизненный путь, но образования психолога у меня нет, я не планирую его получать. Я даже не знаю принципов их работы. Есть те, кто видит поле событий человека, его характер, что он делает плохого. Я работаю на уровне энергии. Общаюсь с человеком и вижу его нутро. Мне не нужно какую-то информацию вытаскивать из человека.
А что для этого нужно делать? Как проходит встреча с вами?
Ничего особенного. Мы просто разговариваем. Никакой особой обстановки для этого не требуется. Можем даже в кафе за чашкой кофе побеседовать. Общаемся, человек рассказывает о своей проблеме, я вопросы задаю и постепенно начинаю его направлять.
А если человек, например, православный, скажет вам, что каждую неделю ходит в церковь. Будете с ним работать?
Да, конечно. Тут нельзя разделять людей по религиозным убеждениям или по другим принципам. Если человек обратился, обязательно постараюсь помочь.
Не за "спасибо", наверное? Сколько стоят услуги современного шамана?
Всё зависит от желания самого человека. Кто хочет, тот платит. Никакого прайса у меня нет.
А как вы зарабатываете на жизнь? Неужели можно совмещать шаманство и обычную работу?
Конечно, можно, хотя сложности в этом плане есть. Многим приходится работать, быть специалистами в разных областях. Я наёмный работник в строительной бригаде. Мы строим дома, кроем крыши, клиентам подсказываем, где лучше дом поставить. Правда, эта услуга не очень востребована. Чаще всего заказывают только работу строителя, но если уж мы строим дом, то в нём будет только благо.
Расскажите о вашей семье.
У меня есть жена, трое детей. Старшему сыну уже 21 год, младшей дочери - шесть лет.
Дети будут продолжать ваше дело?
У них никаких способностей пока не видно. А просто взять и выучиться на шамана нельзя. Да и это ведь очень большая ответственность. Шаман - хранитель рода. Если случается что-то плохое, то нужно искать причины, избавляться от них.
А если всё же кто-то из них проявит к этому интерес?
Одного желания мало! Шаман - это человек, у которого есть бестелесные помощники. Мало кому это дано.
Как определить, настоящий ли перед тобой шаман?
На улице невозможно отличить от обычного человека. Хотя есть люди, которые это чувствуют. Мы сами друг друга видим, конечно.
Значит, в обрядовых одеждах по улице вы не ходите. Но какие-то атрибуты должны быть? Мы все представляем вас как минимум с бубном в руках.
Это не всем надо. Есть шаманы, которым, чтобы войти в состояние транса, достаточно щёлкнуть пальцами, но, для того чтобы проводить обряды, атрибуты обязательны. Одно дело пообщаться с человеком, посмотреть его поле событий, другое - почистить помещение, например. Тут без атрибутов не обойтись. Нужны огонь, дымокур и трава (чабрец, можжевельник). С бубном, кстати, не все работают. Я в их число не вхожу. У меня и бубен, и посох.
В Кузбассе много шаманов?
Много. Не только шорские, кстати. Есть татары, алтайцы... А вообще, делят шаманов не по национальности, а по роду. Я - шаман из рода Шор, от которого и пошли шорцы. Всего у нашего народа 17 родов.
Общаетесь с ними?
Если собираемся, то только на праздники - для совершения больших обрядов (в Туве и Бурятии такие проходят). Я пока мало где участвовал: работы и в Таштаголе хватает.