Нарушение чтения как называется. Дислексия как частичное специфическое нарушение процесса чтения

Дислексия - одна из распространенных проблем обучения у детей, которая проявляется специфическим расстройством чтения. Причину возникновения данного заболевания связывают с неврологическими расстройствами генетической природы. Человек, страдающий дислексией, затрудняется овладеть навыками чтения и письма.

Проблемы, сопровождающие страдающего дислексией:

  1. Tрудности в овладении чтениeм, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития;
  2. Затруднения в восприятии написанной информации;
  3. Нарушения координации (неуклюжесть, проблемы в планировании движения;
  4. С трудом развивает в себе способности читать, писать, плохо осваивает орфографию;
  5. Плохо ориентируется в пространстве, дезорганизация;
  6. Вызывает затруднения узнавание слов, часто не понимает того, что только что прочитал;
  7. СДВГ - Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности.

Симптомы дислексии

Существует ряд характерных для дислексии симптомов, которые помогут родителям понять, что у их ребенка имеется данное расстройство, и предпринять необходимые действия для его лечения.

Признаки дислексии:

  1. Ребенок часто трет глаза, немного косит;
  2. Держит книгу близко к глазам, может прикрывать или вообще закрывать один глаз при чтении;
  3. Очень быстро устает;
  4. Под любым предлогом пытается избежать выполнения домашней работы и чтения;
  5. Может читать книгу, повернув голову так, чтобы один глаз в чтении не участвовал;
  6. Когда читает, пропускает отдельные слова или не замечает отдельные места в тексте;
  7. При чтении или после него жалуется на сильную головную боль;
  8. Ребенок с трудом запоминает, идентифицирует и воспроизводит основные геометрические фигуры;
  9. В раннем возрасте пишет слова задом наперед;
  10. Очень плохо читает (его чтение не соответствует ожидаемому в таком возрасте);
  11. Почерк у ребенка очень плохой, слова наползают друг на друга.

Диагностировать дислексию нужно как можно раньше. Однако следует обратить внимание на то, что у ребенка могут быть просто проблемы со зрением, поэтому его обязательно нужно отвести на консультацию к офтальмологу. Поэтому, если вы не можете точно определить симптомы дислексии, лучше доверить это дело специалисту.

Диагностика дислексии

Большинство родителей и не подозревают, что их ребенок страдает дислексией, до тех пор, пока он не пойдет в детский сад или школу, где начнет изучать символы. Обследовать нужно детей, у которых отмечается задержка пассивной и активной речи, которые не могут нагнать сверстников после первой ступени обучения.

Дислексия у детей обследуется на предмет навыков чтения, слуха, уровня развития речи и когнитивных способностей. Также дети проходят психологическое обследование, с помощью которого выясняются функциональные особенности детей и предпочтительные для них формы обучения. По запросам учителя или родителей проводят исследования, которые помогут определить уровень понимания текста при чтении, анализа текста, понимания читаемой речи, слушаемой речи. С помощью этих исследований можно определить эффективные подходы для обучения ребенка.

В результате исследования происходит оценка функций активной и пассивной речи, проводится обследование когнитивных способностей (память, обоснование, внимание). Также оценивают язык, произношение, восприятие устной речи.

Психологическое обследование помогает выявить эмоциональные аспекты, усиливающие расстройство чтения. Для этого собирают полный анамнез семьи, который включает в себя наличие эмоциональных нарушений и психических расстройств в семье.

Врачу необходимо убедиться в том, что ребенок имеет нормальное зрение и нормальный слух. С помощью неврологического обследования можно выявить наличие дислексии у детей, нервно-психическую незрелость, либо неврологические нарушения, чтобы исключить какие-либо иные заболевания.

Причины дислексии

Нарушения сочетания, распознавания, анализа и запоминания звуков вызывают проблемы с фонологическим процессом. При дислексии отмечаются нарушения вербальной речи, написания и понимания речи письменной, что в дальнейшем может привести к проблемам с памятью, поиском подходящих слов, образованием речи.

Нередкими являются случаи семейных дислексий. Дети из таких семей часто страдают от данного нарушения. Ученые считают, что дислексия происходит из-за врожденных аномалий развития ЦНС. Существует мнение, что это связано с нарушениями в областях головного мозга левого полушария, которые отвечают за моторику речи и воспроизведение речи. Если же имеются нарушения в правом полушарии, то у человека возникают проблемы с распознаванием слов.

К дислексии нельзя отнести аномальные движения глаз и зрительно-перцептивные проблемы, хотя они также влияют на изучение и понимание слов.

Основной чертой этого расстройства является специфическая, значительно выраженная недостаточность развития навыков чтения, что не может быть объяснено уровнем интеллекта, проблемами, связанными с дефектом зрения или слуха, наличием неврологического заболевания или педагогической запущенностью.

Расстройство чтения ещё называют «отсталым чтением», «отсталостью в чтении», дислексией развития, специфическим отставанием в чтении, развитием «слепоты» на слова.

Частота расстройства развития способности к чтению составляет от 2 до 8% детей школьного возраста. У мальчиков оно в 2-4 раза чаще, чем у девочек. Это расстройство может сохраниться и у взрослых.

Причинами нарушения обучения чтению считаются осложнения во время беременности матери, а также различные вредности и заболевания во внутриутробном и раннем детском периоде, недоношенность, малый вес тела при рождении.

Предполагается связь нарушений питания с расстройством обучения чтению. У детей, которые в раннем возрасте недостаточно хорошо или неполноценно питаются, часто обнаруживаются различные нарушения познавательной деятельности по сравнению со своими сверстниками и даже со своими братьями или сестрами, которые растут в той же семье, но питаются нормально.

Расстройство навыков чтения может быть не только первичным, когда нет никакого явного неврологического или психического заболевания, вызвавшего это нарушение, но и вторичным, то-есть, обусловленным каким-либо заболеванием.

Так вторичное нарушение чтения может быть при органическом поражении левого полушария головного мозга, которое считается «языковым», а также при нарушениях в области мозолистого тела головного мозга, в результате чего блокируется передача зрительной информации в левое полушарие.

Частые нарушения способности к чтению наблюдаются у детей, перенесших церебральный паралич и имеющих нормальный интеллект. Это нарушение бывает и у детей, страдающих эпилепсией. При многих тяжелых психических нарушениях и заболеваниях у детей выявляется неспособность к чтению.

Могут быть нарушены навыки чтения и узнавания читаемого слова, речевой навык чтения и выполнение задач, требующихся при чтении.

Выработка навыков чтения представляет собой комплексный процесс, который включает в себя процесс познавания и узнавания читаемых слов, и который требует неповрежденной и сбалансированной деятельности всей центральной нервной системы.

Компоненты развития навыков чтения включают в себя, во-первых, неврологическую основу, которая должны быть зрелой и неповрежденной для интеграции и переработки информации, полученной от органов зрения при чтении.


Во-вторых, для развития навыков чтения необходима эмоциональная зрелость, чтобы ребенок мог отложить свои развлечения и игры для обучения чтению.

В-третьих, настроение и психическое состояние ребенка должно быть нормальным, чтобы это не мешало ему сосредоточиться на выполнении задания.

И в-четвертых, воспитание в семье должно быть правильным, чтобы ребенок мог выработать правильные социальные и культурные ценности, согласно которым чтение является одной их важнейших функций современного человека.

По сравнению с детьми, у которых нормально развиваются навыки чтения, у таких детей наблюдается отвлекаемость внимания и кратковременные периоды отключения внимания.

Основной особенностью этого расстройства является выраженное снижение способности к чтению, которое нарушено в большей степени, чем можно было бы ожидать на основании общих показателей интеллекта.

Другая характерная особенность заключается в нарушении воспроизведения, извлечения из памяти и составления последовательности из печатных букв и слов, переработки сложных предложений.

Нарушение развития способности к чтению становится наиболее очевидным к 7-8 - годам. До школы родители могут пытаться научить ребенка читать, но обнаружив безуспешность таких попыток, оставляют ребенка в покое, надеясь, что в школе его научат.

В первом классе школы, когда требования к чтению ещё невысоки, расстройство обучения чтению ещё не столь явно. Но во втором и третьем классе, когда детям дают большие задания по внеклассному чтению, а на уроках требуется определенная скорость чтения, причем, норма прочитанных в минуту печатных знаков прогрессивно увеличивается, неспособность к обучению чтению у таких детей становится явной.

Дети с нарушением способности к чтению обычно делают ошибки в устном чтении. При этом читаемые слова искажаются, пропускаются или добавляются слова, не существующие в тексте. Иногда дети меняют местами буквы в словах и слова в предложениях, так как им трудно следить за последовательностью букв и слов.

Кроме того, дети не распознают заглавные и прописные буквы. Это относится и к напечатанному, и к написанному тексту. Нарушения могут касаться только некоторых букв.

Или ребенок может прочесть одно слово или несколько слов, но не может правильно читать всю фразу, весь абзац или всю страницу.

Могут быть и такие ошибки в чтении, когда ребенок начинает читать слово с середины, а также ошибки в последовательности слов - вначале ребенок читает слова, стоящие в конце предложения, а затем начало предложения.

Наблюдается также нарушение воспроизведения слов из памяти.

Скорость чтения невысока. Часто ребенок не понимает прочитанного или понимает не все. Дети могут делать ошибки и при копировании напечатанного или написанного текста.

С расстройством чтения обычно сочетаются трудности правописания, которые часто сохраняются и в подростковом возрасте, даже если налицо определенный прогресс в чтении.

Расстройству чтения могут предшествовать или сосуществовать с ним расстройства освоения навыков речи или языковой лексики.

Сопутствующим расстройством может быть нарушение распознавания звуков.

При расстройстве чтения дети испытывают чувство стыда и унижения из-за своего недостатка, особенно когда их просят прочитать текст вслух на уроке в школе, а одноклассники смеются над ними из-за их ошибок. Опыт школы и неудач, пережитых там, подтверждает сомнения детей относительно своих способностей. Эти чувство со временем становятся более сильным.

Дети стараются избегать занятий, связанных с чтением. Их настроение настолько связано с неудачами и чувством собственной несостоятельности, что они неспособны развивать другие свои положительные качества. У них часты отказы от занятий, пропуски уроков чтения, могут быть эмоциональные срывы, депрессия, чувство собственной неполноценности.

Более старшие дети могут стать злобными и даже агрессивными по отношению к сверстникам, которые над ними насмехаются, агрессия может быть направлена и против общества в целом, и это приводит к нарушениям поведения в период обучения в школе.

Как такового определения для заболевания дислексия нет, но Международная ассоциация даёт что-то вроде расшифровки для этого заболевания. В общем, дислаксией называют неспособность к распознаванию слов, чтению. Данные нарушения берут своё начало от врождённой неполноценности нервной системы. Говоря простым языком, это неумение читать (мозг просто не распознаёт получаемую информацию).

Общие сведения о болезни

Не смотря на то, что дислексия – это неумение читать, всё же данная болезнь не относится к умственной отсталости. Стоить обратить особое внимание на то, что данный недуг крайне тяжело диагностировать. Во-первых, очень важен профессионализм врача, к которому вы обратились. При диагностике будут учитываться многие факторы. Скорее всего, вашему ребёнку будет предоставлен текст, который он должен прочитать вслух. При этом врач не просто посмотрит на скорость чтения, но и будет отмечать те моменты, которые были затруднительными. Но это всего лишь первый этап диагностики.

Почти все тесты, которые будет проводить логопед, будут рассчитаны на проверку слуха и способности воспроизведения речи. Также специалист посмотрит, какую информацию ребёнок усваивает лучше, в устной форме или же в тактильной (при выполнении различного рода заданий). В итоге врач определит, насколько эффективно действуют 3 составляющие сенсорной речи.

Виды дислексии

У этой болезни нет определённых симптомов. У каждого больного они проявляются по-разному. Иногда дислексию ещё называют «словесной слепотой». Это происходит из-за того, что одна часть мозга понижает свою активность. Кстати, дислексия – это довольно распространенная болезнь, её диагностируют в той или же иной форме у 6-10% населения. Пора рассмотреть все детали данного недуга.

Дислексия фонематическая

Данный вид дислексии чаще всего диагностируется у детей начальных классов. Это в первую очередь связано со слабым развитием функций, которые как раз характерны для фонетической системы. Отличие одной фонемы от другой является большое количество разнообразных особенностей (к примеру, глухость-звонкость). Когда в слове изменяется хотя бы одна фонема, оно приобретает совсем другое значение, например, роса-коса. Как видите изменилась одна буква и слова стало носить другое значение. При фонематической дислексии ребёнок неспособен распознать различие двух слов. У него просто на просто смешиваются все звуки в голове, они превращаются в «кашу».

Семантическая дислексия

Этот вид дислексии по-другому величают «механическим чтением». Это значит, что ребёнок абсолютно не понимает, что он прочитал, при этом само чтение у него в порядке, оно является полностью правильным. Данное отклонение вызывают два фактора, а именно трудности, связанные в первую очередь звукослоговым синтезом, а также непонимание синтаксических связей, которые расположены в предложениях. По-другому можно сказать, что мозг воспринимает все слова по отдельности, а не в предложениях.

Дислексия аграмматическая

Это самый распространенный среди детей вид дислексии. Он характеризуется частичной недоразвитостью речи. Это хорошо выражается при чтении и разговоре ребёнка. При дислаксии данного типа ребёнок постоянно изменяет падежные окончания (даже в существительных), неправильно согласует падеж, изменяет окончания во всех глаголах, которые относятся к третьему лицу прошедшего времени.

Оптическая Дислексия

При таком виде заболевания мозг не распознаёт графические символы, в том числе буквы. Из-за этого он не может читать.

Дислексия мнестическая

Ребёнок не понимает, какому звуку должна соответствовать та или иная буква. Он не может усвоить, выучить буквы.

Симптомы при заболевании дислексией

Это заболевание, как собственно и все другие, имеет особенные симптомы. Хотя будет вернее их назвать проблемами, с которыми постоянно сталкиваются больные этой болезнью люди. Вот список самых распространенных из них:

  • достаточно большая задержка развития ребёнка, особенно хорошо проявляется она в способностях писать, а также читать;
  • дезорганизация;
  • большие трудности с восприятием различной информации;
  • сложность с запоминанием банальных слов.
  • полное непонимание текста, который читается;
  • некоторые нарушения, связанные с координацией:
  • иногда данная болезнь может проявляться ещё и в гиперактивности.

Заметьте, что все вышеперечисленные симптомы также являются симптомами такого заболевания, как дезориентация. В отличие от дислексии, данное заболевание довольно просто можно диагностировать и это не займет много времени. Поэтому иногда для того, чтобы узнать, не болен ли ребёнок дислаксией, проводят тест на ориентацию, ведь в неё входит и точность восприятия окружающего мира, людей, а также восприятие графических знаков, слов, предложений.

Есть ещё и другие симптомы, которыми страдает человек, больной дислаксией:

  • интеллект ребёнка находится на достаточно высоком уровне, но большие проблемы с чтением имеются;
  • постоянное, закономерное повторение допущенных ошибок, например, пропуск слова.
  • ребенок абсолютно не успевает выполнить заданное ему задание за нужное время;
  • большие трудности в написании;
  • в целом у ребёнка плохая память, он не запоминает элементарные вещи;
  • часто встречаются у таких детей значительные проблемы со зрением;
  • малыш не может определить верх и них текста.

Причинны возникновения такой болезни как дислексия

Многие исследования подтверждают, что данная болезнь возникает на почве проблем, которые носят нейробиологический характер. В таком случае некоторые из участков мозга имеют намного меньшую активность. Также имеются и некоторые отличия в самой структуре мозговой ткани. Кстати, было научно доказано, что данное заболевание может передаваться наследственно. Были обнаружены особенные гены, которые как раз и ответственны за появление этого заболевания.

Можно ли вылечить дислексию? Если да, то как?

Данное заболевание сопровождает больного человека на протяжении всей его жизни, чем создаёт ему очень много неприятностей. Конечно же, были случаи, когда некоторым людям всё-таки удавалось рано или поздно научиться читать. Но это редкость. Обычно человек, больной дислексией, остаётся безграмотным на всю свою жизнь.

Особенность лечения данной болезни в основном состоит в том, что корректируется весь учебный процесс, в это число также входят прямое и непрямое обучение распознавать слова, предложения. Также учат навыку выделять определённые компоненты в словах. В случае с прямым обучением применяют, так называемый, специальный вид методов фонетики.

В общем, могут применяться самые разнообразные методики обучения. Главное, чтобы в них входило комплексное обучение не только чтению некоторых выражений и слов, а также всего текста. Можно также применять и различные подходы, в которых речь идёт о приобретении многих навыков, начиная с самого, что есть элементарного и заканчивая более высоким уровнем. Дополнительно многие специалисты-врачи рекомендуют использовать подходы, цель которых воздействовать на многие органы чувств.

А. Наличие любого из признаков:

1) Показатель правильности чтения и (или) понимания прочитанного, который на две стандартные ошибки ниже уровня, ожидаемого для возраста и общего интеллектуального развития ребенка (при этом навыки чтения и коэффициент умственного развития определяются по индивидуально назначаемому тесту, стандартизованно учитывающему культуральные условия и систему образования;

2) анамнестические указания на серьезные затруднения в чтении или тестовых показателей, отвечающих критерию А (1), в более раннем возрасте, плюс показателя спеллингового теста, который по меньшей мере на 2 стандартные ошибки ниже уровня, ожидаемого для хронологического возраста ребенка и соответствующего его КИ.

Б. Нарушения, описанные в критерии А, существенным образом препятствуют обучению или деятельности в повседневной жизни, где требуются навыки чтения.

В. Это расстройство не является прямым следствием дефекта зрения или слуха или неврологического расстройства.

Г. Школьный опыт соответствует среднему ожидаемому уровню (т. е не было явной неадекватности в усвоении материала).

Д. Наиболее часто используемый критерий исключения. КИ по данным индивидуально назначаемого стандартизированного теста ниже 70.

Возможные дополнительные критерии включения

Для некоторых исследовательских целей исследователи могут пожелать уточнить наличие в анамнезе некоторого нарушения речи, звуковой категоризации, моторной координации, обработки зрительной информации, внимания или контролируемой модуляции активности в дошкольном возрасте.

Примечание

Вышеперечисленные критерии не должны включать общую задержку чтения, исследовательские диагностические критерии которой были бы теми же, что и специфического расстройства чтения, за исключением критерия А1, который предусматривал бы навыки чтения ниже на 2 стандартные ошибки ниже уровня, ожидаемого для хронологического возраста (т. е. без учета уровня интеллектуальности) и критерия А2, где то же самое относилось бы к спеллингованию. Валидность дифференциации между этими двумя типами расстройства чтения не является неоспоримой, но предполагается, что специфическое расстройство чтения имеет более специфическую связь с задержкой речи и чаще возникает у мальчиков (тогда как общая задержка чтения связана с более широким кругом нарушения развития).

Имеются и другие подходы к дифференциации в исследовательских целях, которые основаны на анализе типов ошибок спеллингования.

F81.0 Специфическое расстройство чтения

Основной признак - специфическое и значительное нарушение в развитии навыков чтения, которое нельзя объяснить исключительно умственным возрастом, проблемами остроты зрения или неадекватного обучения в школе. Могут быть нарушены навыки понимания чтения и совершенствования на заданиях, требующих чтения. Трудности спеллингования часто сочетаются со специфическим расстройством чтения и часто остаются в подростковом возрасте, даже после некоторого прогресса в чтении. У детей со специфическим расстройством чтения в анамнезе часты специфические расстройства развития речи, и всестороннее исследование функционирования речи на данный момент часто обнаруживает сохраняющиеся легкие нарушения, помимо отсутствия успехов в теоретических предметах. В дополнение к академическим неудачам, довольно частыми осложнениями являются плохая посещаемость школы и проблемы в социальном приспособлении, особенно в начальной или средней школе. Данное состояние обнаруживается во всех известных языковых культурах, но неясно, как часто это нарушение бывает обусловленным речью или шрифтом.

Диагностические указания:

Продуктивность чтения ребенка должна быть значительно ниже уровня, ожидаемого в соответствии с возрастом ребенка, его общей интеллектуальностью и школьной успеваемостью. Продуктивность лучше оценивать на основе индивидуально назначаемых стандартизированных тестов на точность и понимание прочитанного. Конкретная природа проблемы чтения зависит от ожидаемого уровня чтения и от языка и шрифта. Однако, на ранних стадиях обучения алфавитному шрифту могут быть трудности в пересказывании алфавита или распределении по категориям звуков (вопреки нормальной остроте слуха). Позднее могут быть ошибки в навыках устного чтения, такие как:

а) пропуски, замены, искажения или дополнения слов или частей слов;

б) медленный темп чтения;

в) попытки начать чтение заново, длительные запинки или "потеря места" в тексте и неточности в выражениях;

г) перестановка слов в предложении или букв в словах.

Также может быть недостаточность в понимании читаемого, например:

д) неспособность вспомнить факты из прочитанного;

е) неспособность сделать заключение или выводы из сущности прочитанного;

ж) для ответов на вопросы о прочитанной истории используются скорее общие знания, чем информация из конкретного рассказа.

Характерно, что в более позднем детстве и во взрослой жизни трудности спеллингования становятся более глубокими, чем недостаточность чтения. Нарушения спеллингования часто включают в себя фонетические ошибки и, по-видимому, проблемы чтения и спеллингования могут частично происходить вследствие нарушения фонологического анализа. Мало известно о природе и частоте орфографических ошибок спеллингования у детей, которые должны читать нефонетические языки, и мало известно о типах ошибок в неалфавитном тексте.

Специфическим нарушениям навыков чтения обычно предшествуют расстройства развития речи. В других случаях у ребенка могут отмечаться нормальные этапы развития речи в соответствии с возрастом, но все же могут быть трудности в обработке слуховой информации, что проявляется проблемами в категоризации звуков, в рифмовании и, возможно, дефектами в различении звуков речи, слуховой последовательной памяти и слуховой ассоциации. В некоторых случаях также могут отмечаться проблемы в обработке зрительной информации (такие как различение букв); однако, они являются общими среди детей, которые только начинают обучаться чтению, и, следовательно, не являются причинно связанными с плохим чтением. Также обычными являются нарушения внимания, сочетающиеся с повышенной активностью и импульсивностью. Конкретный тип нарушения развития в дошкольном периоде значительно варьирует от ребенка к ребенку, также как и его тяжесть, тем не менее такие нарушения являются обычными (но не обязательными).

Также типичными в школьном возрасте являются сопутствующие эмоциональные и/или поведенческие расстройства. Эмоциональные расстройства более типичны в ранние школьные годы, но нарушения поведения и синдромы гиперактивности более вероятны в позднем детстве и в подростковом возрасте. Также часто отмечаются низкая самооценка и проблемы школьной адаптации и взаимоотношений со сверстниками.

Включаются:

Специфическая задержка в чтении;

Оптическая дислексия;

Оптическая агнозия;

- "отсталое чтение";

Специфическое отставание в чтении;

Чтение в обратном порядке;

- "зеркальное чтение";

Дислексия развития;

Дислексия вследствие нарушения фонематического и грамматического анализа;

Нарушения спеллингования в сочетании с расстройством чтения.

Исключаются:

Алексия БДУ (R48.0);

Дислексия БДУ (R48.0);

Трудности чтения вторичного характера у лиц с эмоциональными расстройствами (F93.х);

Нарушения спеллингования, не сочетающиеся с трудностями чтения (F81.1).

Основным признаком расстройства чтения считается значительное нарушение, касающееся развития навыков чтения. Имеются в виду те проблемы, которые не объяснятся возрастными особенностями, недостаточной остротой зрения, или неадекватным отношением к школьной программе. В некоторых случаях имеются нарушения, связанные с пониманием чтения во время специальных заданий, где необходимо совершенствование навыков. Трудности спеллингования нередко бывают дополнены специфическим расстройством чтения. Они могут сохраниться и в подростковом возрасте, несмотря на то, что имеется определенный прогресс в чтении.

Отмечено, что дети, имеющие специфическое расстройство чтения, часто страдают и расстройствами развития речи. При всестороннем исследовании функционирования речи обнаруживается, что сохраняются легкие нарушения помимо того, что отсутствуют успехи в теоретических предметах. Как дополнение академических неудач, частым осложнением бывает такое явление, как плохая посещаемость школьных занятий, проблемы социального приспособления. В основном, это касается средней или начальной школы. Специалисты доказали, что расстройство чтения встречается в любой языковой культуре, но пока нет данных о том, в какой мере нарушение вызвано шрифтом или речью.

Можно считать, что имеет место расстройство чтения, если ребенок проявляет явно заниженные способности, не соответствующие возрастным требованиям, его успеваемости в школе, общей интеллектуальности. Также следует учитывать, что продуктивность чтения оценивается с учетом стандартизированных текстов, которые назначаются индивидуально, и предназначены для определения степени понимания прочитанного. Обычно, конкретная проблема чтения связана с ожидаемым уровнем, так же немаловажен шрифт и язык. Известно, что ранние стадии обучения алфавиту иногда вызывают трудности, связанные с пересказыванием, в более позднем периоде возникают такие расстройства чтения, как искажения частей слов, замены, неправильные дополнения, пропуски. Также на расстройство чтения указывает медленный темп, непонимание прочитанного, попытки начать читать текст с начала, и прочее.

В списке главных причин расстройства речи специалисты называют нарушенные нейрофизиологические процессы. Современная наука считает, что расстройство чтения обусловлено недостаточным развитием языковых базисных способностей, нарушение восприятия когнитивных функций имеет меньшее значение. Известно, что обучение чтению происходит с использованием двух систем. Прежде всего, это лексическая система (система зрительного восприятия), а также фонологическая система. Дети, имеющие расстройство чтения, имеют затруднения перехода между этими двумя системами. Как результат, возникает разобщение между непосредственно чтением, и восприятием смыслового значения прочитанного.

Расстройство чтения вызвано тремя видами нарушений нейрофизиологических процессов. Первый вид – это нарушенная способность декодирования получаемой информации при нормальном понимании. Во втором случае декодирование не нарушено, но имеются нарушения понимания. И третий вид – когда нарушено как декодирование, так и понимание. Большинство учащихся, имеющие расстройства чтения, имеют нарушение быстрого автоматического декодирования. В то же время, чтение про себя является более сохранным, по сравнению с чтением вслух.

Были проведены исследования вызванных зрительных потенциалов, которые подтвердили, что больные с расстройствами чтения имеют патологию перцептивных процессов. Они выражаются в том, что зрительные круги неспособны обеспечить нормальное временное разрешение. Предполагается, что магноцеллюлярная система, в которую входит первичная зрительная кора, сетчатка, латеральные коленчатые тела, недостаточно быстро перерабатывает информацию зрительного типа. В связи с этим при чтении слова расплываются, или сливаются. Также к причинам расстройства чтения относятся различные нарушения, возникающие при беременности, во время родов. Замечено, что расстройством чтения страдают мальчики.

Лечение расстройства чтения в первую очередь основано на немедикаментозных методах. Каждый вид расстройства чтения требует специальной программы, подобранной с учетом индивидуального подхода. Обучение проходит с акцентом на нейропсихологический профиль больного, также должны быть приняты во внимание все его слабые стороны. Использующиеся методики дают возможность задействовать когнитивные сохранные функции и способности концептуального мышления благодаря различным сенсорным модальностям. Следует отметить, что довольно часто расстройства речи сопровождаются и другими системными расстройствами. В качестве лечения применяются особые методики, производящие корректирующее воздействие. Несмотря на то, что имеется много подобных методик, все они действуют одинаково, и не имеют преимуществ.

Среди часто применяемых методов можно назвать алфавитный синтетический мультисенсорный подход, который имеет название метод Ортона-Гиллингама. При его применении у школьника происходит вырабатывание ассоциативных связей между звуками и буквами, которые вовлекают зрительные, слуховые, моторные аспекты письменной и устной речи. Как только наступает момент, когда создаются навыки чтения, написания основных слов, то лечение переходит на следующий этап, когда пациент учится конструировать предложения. Атмосфера школы может способствовать облегчению трудностей, связанных с расстройством чтения. Прежде всего, необходимо уточнить, в какой степени требуется вмешательство. Если имеется расстройство в легкой степени, то ученик может проходить обучение в обычном классе. Но в этом случае необходимы дополнительные письменные занятия, возможность устной сдачи экзаменов. Также, в случае необходимости, ребенка освобождают от изучения иностранного языка.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «api-clinic.ru» — Центр естественной медицины