Гештальт терапия ф перлза. История гештальт — терапии

По Перлзу все люди имеют свой багаж проблем, который тянется из детства. Дети перенимают (интроекция) опыт у родителей, но они ещё не способны его осознать и применить для себя

Найти и осознать себя

Психотерапевт Фредерик Перлз был родом из Берлина. Прежде чем начать заниматься психологией, он прошел тернистый путь различных испытаний.

С детства он не ладил с родителями, несколько раз был исключен из школы, не находил общего языка с авторитетами.

Обучаться психоанализу в Вене он начал после армии, несколько позже решил улететь в Африку, где им был создан психоаналитический институт. В 1940 он прекратил заниматься институтом, через 6 лет переехал в Америку и там уже продолжил работу над гештальттерапией. В 60-х он создал институт гештальттерапии и его исследования стали распространяться по всему миру, в том числе и в России.

Разногласия между Фрейдом и Перлзом больше касались самих методов психотерапии, нежели теории Фрейда о роли неосознаваемой мотивации, развитии личности.

Из гештальтпсихологии Перлз вывел понятие организма - как целого и начал работу над подходом, в котором человек и его окружающая реальность являлись бы непрерывно взаимодействующими элементами единого поля.

Всякая деталь поведения при этом воспринимается как неотделимый и важный элемент целого.

Перлз считал, что крайне важно рассматривать каждое событие в настоящем, а не искать проблемы и их причины в прошлых ситуациях . Осознание личностью своего поведения от момента к моменту более весомо для изучения себя, чем понятие, почему он поступает именно так. (Подробнее об этом - чуть ниже.)

Фредерик говорил, что наш организм обладает целыми рядами потребностей, мы чувствуем их, если теряется физиологический или психологический баланс, и начинается процесс восстановления. Он утверждал, что все потребности – это отражение инстинктов и в процессе осознания самый важный вопрос, на который нужно ответить - «Каким образом я ухожу от осознания?» .

По Перлзу все люди имеют свой багаж проблем, который тянется из детства. Дети перенимают (интроекция) опыт у родителей, но они ещё не способны его осознать и применить для себя. Так, чужой неосознанный опыт со временем превращается в привычку, вплетается в характер и поведение. Становясь взрослым, из-за таких привычек человек живет и ведет себя не так, как он этого хочет, а как его сформировал опыт взрослых. Чтобы найти и осознать себя, сначала нужно выявить чужой опыт, отделить его от своего и убрать, отвергнуть.

Каким образом дети вбирают в себя привычки родителей? Взрослые заставляют детей вести себя так, как удобно им, а не так как хочется. Вместо игр – учить буквы и читать, вместо пробежек и танцев – рисовать, вместо громких криков и веселья – вести себя прилично и молча. Так ребенок начинает таить злость на родителей, которая не выходит наружу, а попадает в бессознательное. В итоге уже взрослый человек выбирает себе для общения людей, похожих на тех, с кем он проводил раннее детство, пытаясь таким образом решить незакрытые вопросы.

Перлз применял в своей работе принципы гештальтпсихологии, один из которых: изучение частей не дает представление о целом, так как целое – это объединение и взаимная работа всех частей . Если выделять и изучать какую-либо часть отдельно – она не будет иметь то же значение, которое имела в целом.

Ещё один принцип: человек привыкает к среде, приобретая при этом максимальную гармонию всех частей, и если произойдет изменение в одной части, то соответственно изменятся все остальные . Обычно человек делает выбор в зависимости от существующих проблем и потребностей. Например, если проводить тест по картинкам, в которых можно увидеть несколько вариантов, то человек будет видеть то, что является его проблемой и на чем сейчас сосредоточено его внимание. Можно увидеть, например, поцелуй двух влюбленных, что указывает на проблемы в сфере личных отношений, а можно – рюмку, что говорит о вредной привычке.

Когда человеком овладевает какая-либо потребность, то все его мысли и чувства направлены на неё же. Всё изменится, как только потребность будет реализована.

Крыжановский очень интересно объяснял положения гештальтпсихологии. Он выдвинул теорию о детерминантных структурах, которые образуются в головном мозгу в процессе какого-либо действия. Такая структура состоит из нескольких центров, один из них будет детерминантным, а остальные – в его подчинении. При окончании деятельности, такая структура (это и есть гештальт) рушится, свободные центры начинают присоединяться к другому союзу, соответствующему потребностям индивида в этот момент, где главным центром уже будет иная часть мозга.

По Перлзу сознание (то есть ум) является интенцией (намерением) и понимается в совокупности с мыслями. Интенция – это любое психологическое действие, воспринимаемое вместе с тем, что мыслится. Порой поступки человека нельзя объяснить определенными причинами, все действия ещё зависят от индивидуального опыта личности.

Понятия гештальттерапии:

- Организм – единая система, объединяющая физические функции и общую деятельность индивида. То есть на самом деле деятельности физическая и ментальная не разделены, а объединены. Все действия человека очень его характеризуют, наравне с его словами и мыслями. Индивид существует и действует в среде, между ним и средой есть граница. Она называется контактная, у здорового индивида пластична – возможен контакт со средой, и завершение контакта. При контакте создается гештальт, при завершении – всё выполнено, гештальт закрывается. Невротики не могут доводить дела до конца, потому что контакт и окончание его у них нарушены. В итоге накапливается множество неоконченных действий, которые постоянно беспокоят невротика. Чтобы распутать такой клубок, нужно вспомнить иерархию потребностей, определить самую важную и первостепенную и направить всё внимание на её реализацию. Но, к сожалению, невротики не в состоянии определять главную потребность.

- «Здесь и сейчас». Из-за череды незакрытых действий, невротики не могут действительно и осознанно находиться в настоящем, так как постоянно переживают нерешенные ситуации. Очень много энергии уходит на все эти переживания, поэтому на настоящее остается совсем немного. Сложно быть активным и эффективным на работе, если постоянно переживаешь и проживаешь в мыслях несложившиеся отношения. Человек может даже не осознавать, что все эти нерешенные вопросы тянут из него силы. Гештальттерапия предлагает не зацикливаться на прошлом, а помочь пациенту осознать, что именно он переживает постоянно в своем настоящем, какие ситуации крутятся в его мыслях, в них и будут содержаться все травмы. Их нужно ещё раз прожить и отпустить.

Также неудачи в прошлом мешают невротику напряжением и страхом, что неудачи повторятся в будущем. Поэтому ему приходится постоянно продумывать свое будущее и возможные травмы, что сильно отвлекает и забирает много внимания от настоящего.

- «Важно - как, а не почему». Осознавая как я действую, я понимаю действие как таковое. Каждый наш поступок имеет ряд причин, если мы будем вникать в них все, то мы уйдем очень далеко от самой сути действия.

На основе этой идеи можно сформулировать следующий принцип общения: “Не пытайся вникнуть в поступок человека, а попроси сделать то, что необходимо тебе”.

- Сознавание. Гештальттерапия утверждает, что человек должен уделять всё внимание на осознание своего поведения, а не на поиск причин.

- Осознание. Перлз считал, что рост зависит от увеличения областей самосознания, а тормозит развитие – нежелание заниматься самосознанием. Здоровая личность является саморегулирующимся индивидом. Если самосознание прерывается, то все недоработанные травмы остаются незакрытыми.

Перлз выделил три области осознавания:

  • осознавание себя,
  • осознавание мира,
  • осознавание того, что существует между ними – область фантазии.

Перлз считал, что здоровая личность отличается способностью опираться на себя и саморегулироваться. Незрелый индивид постоянно играет в манипуляции и пытается с их помощью управлять людьми и ситуациями. Лечение такого индивида будет основываться на его взрослении и обретении гармонии между собой и миром.

Здоровый индивид знает, какими он обладает способностями, и как найти возможность для удовлетворения потребностей. Рост индивида по Перлзу заключается в закрытии гештальтов.

Перлз описал невроз в виде структуры, состоящей из 5 уровней. Чтобы победить невроз, необходимо пройти все уровни.

1. Уровень штампов, которые мы встречаем всюду (Добрый вечер, Приятного отдыха, Прощайте).

2. Игровой уровень. Здесь преобладают роли, которые мы себе выбираем. Все мы играем того, кем хотим казаться – успешным ученым, умным инженером, приятной девушкой и т.д.

3. Когда мы прошли и преобразовали первые уровни, переходим к третьему – уровню пустоты. Для нас это сложный момент, похожий на депрессию, мы ощущаем пустоту внутри. Всё, что раньше было ценным – становится неинтересным, родные люди – далекими и будто незнакомыми. Одни индивиды на этом уровне возвращаются к какой-либо роли и начинают ее вновь играть. Но тот, кто сможет осознать и прожить эту пустоту – выйдет на следующий уровень.

4. Внутренний взрыв. На этом этапе старые установки стираются, появляется новая личность, наполненная энергией взрыва, который может выражаться в нескольких видах: печаль, гнев, оргазм, смех. Эта энергия должна выплеснуться наружу, блокировать её не стоит.

5. Внешний взрыв. Настоящая личность прочувствует этот уровень. Невротики не смогут найти границу между миром и собой. Это отражается в социальных установках, оставшихся слишком глубоко в сознании, и защитных реакциях, с помощью которых невротик старается гармонизировать себя во враждебном мире.

Существует 4 невротических процесса, искажающих границы между миром и индивидом:

- Интроекция – процесс приписывания себе чужих механизмов и стандартов мышления. При этом они не становятся своими, не осознаются. Индивид не может отличать, что он чувствует на самом деле, а какие эмоции хотят присвоить ему другие люди. Чтобы справиться с такой ситуацией, нужно осознать интроекты и избавиться от них.

- Проекция - процесс перекладывания ответственности за свои неудачи на окружающих людей.

- Слияние – процесс стирания границ, сбивается ритм контакта с миром и его завершения, человек перестает принимать границы между людьми и различия.

- Ретрофлексия – процесс направления энергии против себя, в тот момент, когда можно направить ее вовне. Индивид может злиться, но держать негативные эмоции в себе, зажимая их и вредя себе. Это приводят к заболеваниям сердца и сосудов.

Все эти механизмы обычно работают совместно. Перлз считал, что главное для индивида – это мудрость, которую он рассматривал, как интуицию . Он считал, что люди переоценивают важность разговоров и различной болтовни. Главное направление в гештальттерапии – это раскрытие той энергии и потенциала, которые были зажаты мышцами из-за напряженности и нервозности. Благодаря лечению индивид осознает себя, такого, каким является, и видит все роли, которые он играл. И при успешной терапии, человек закрывает все гештальты и развивается дальше более динамично. опубликовано

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.r u

Удачи! Да и пребудет с Вами.... :)

Сайт psylib.MyWord.ru является помещением библиотеки и, на основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений размещенных в данной библиотеке, в архивированном виде, категорически запрещен.

Данный файл взят из открытых источников. Вы обязаны были получить разрешение на скачивание данного файла у правообладателей данного файла или их представителей. И, если вы не сделали этого, Вы несете всю ответственность, согласно действующему законодательству РФ. Администрация сайта не несет никакой ответственности за Ваши действия.

Frederick S. Perls, M.D., Ph.D.

Фредерик Перлз

ТЕОРИЯ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ

Институт общегуманитарных исследований

УДК 615.8 ББК 53.57 П 2 7

Перлз Ф. Теория гештальттерапии - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004 - 384 с.

Фриц Перлз - один из самых эксцентричных и эффективных психотерапевтов нашего столетия. Его работы - это сплав юмора, поэзии и прозрения. В этой книге вы найдете ясное изложение всех основ­ ных идей и методов гештальттерапии.

ISBN 5-88230-091-6

Перевод с английского Влада Кислюк, Александра Корнева, Вероника Петренко.

© Институт общегуманитарных исследований, перевод, редак­ ция, оформление серии, 2004

НОВИЗНА, ВОЗБУЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

Введение

Глава 1 Структура развития

1. Граница контакта

Опыт возникает на границе между организмом и его окружением, главным образом - на поверхно­ сти кожи и других органов, отвечающих за сенсор­ ную и моторную реакции. Опыт представляет со­ бой функцию этой границы, и психологически реальны «целостные» конфигурации ее функцио­ нирования: достигаемые цели, выполняемые дей­ ствия. Целостность опыта не включает в себя «все», но является определенной единой структурой; и с психологической точки зрения все остальное (в том числе и само представление об организме и окру­ жающей среде) - это абстракция, предположение или возможность, возникшая в данном опыте, как намек на некий другой опыт. Мы говорим о том, что организм контактирует с окружающей средой, но самой простой и первой реальностью является именно контакт. Вы очень быстро почувствуете это, если, вместо того чтобы просто смотреть на объекты перед собой, осознаете, что эти объекты находятся в поле вашего зрения. А если вы почувствуете, как это поле, так сказать, совпадает с вашими глазами, тогда вы поймете, что в действительности видите свои глаза. Затем обратите внимание, как объекты в этом овальном поле зрения начинают обретать

эстетические качества, связанные с пространством и цветом. То же самое вы можете ощутить и в свя­ зи со звуками «снаружи»: корень их реальности - на границе контакта, и на этой границе они воспри­ нимаются как единые структуры. Это касается и движений: вы осознаёте полет брошенного мяча, расстояние между вами сокращается, и вашему мо­ торному импульсу приходится, так сказать, вырвать­ ся на поверхность, чтобы встретить его. Цель всех практических экспериментов и теоретических об­ суждений, содержащихся в этой книге, состоит в том, чтобы, проанализировать функцию контакти­ рования и повысить осознавание реальности.

Мы используем слово «контакт» - «соприкос­ новение» с объектами, - подразумевая и сенсорное осознавание, и моторное поведение. Предположи­ тельно, существуют примитивные организмы, у ко­ торых осознавание и моторная реакция - это одно

и то же действие; и в организме более высокого уровня при наличии хорошего контакта всегда мож­ но продемонстрировать сотрудничество ощущения

и движения (а также чувства).

2. Взаимодействие организма и среды

В любых биологических, психологических или социологических исследованиях мы должны начи­ нать со взаимодействия организма и среды. Нет смысла говорить, например, о животном, которое дышит, не принимая во внимание воздух и кисло­ род, или говорить о питании, не упоминая пищу, о зрении - не учитывая свет, о движении - без гра­ витации и поддерживающей почвы, о речи - не принимая во внимание говорящего. Ни одна фун­ кция животного не может быть осуществлена без

внешних объектов и окружающей среды; это отно­ сится как к вегетативным функциям, таким как пи­ тание и сексуальность, так и к функциям восприя­ тия, моторике, чувствам и мышлению. Понятие гнева подразумевает фрустрирующий объект; мышле­ ния - наличие затруднений в практике. Назовем это взаимодействие организма и внешней среды, ох­ ватывающее все функции, «полем организм/окру­ жающая среда» (организм/среда), и уясним себе, что-вне зависимости от того, какие теории мы раз­ виваем относительно импульсов, влечений и т.д., мы всегда говорим об этом поле взаимодействия, а не об изолированном организме. Когда орга­ низм способен передвигаться в обширном простран­ стве и имеет сложную внутреннюю структуру (как, например, животное), создается впечатление, что можно говорить о его свойствах или частях (на­ пример, о коже и ее составе), как о чем-то обособ­ ленном; но это всего лишь иллюзия, возникающая оттого, что перемещение в пространстве или какието части тела привлекают к себе внимание на от­ носительно стабильном и простом фоне.

Человеческое поле организм/среда, конечно же, не только физическое, но и социальное. Поэтому, когда мы изучаем человека (это касается челове­ ческой физиологии, психологии и психотерапии), мы должны говорить о поле, в котором взаимодей­ ствуют, по меньшей мере, социально-культурные, био­ логические и физические факторы. Представлен­ ный в этой книге подход является «целостным» в том смысле, что мы стараемся детально рассматри­ вать каждую проблему через призму социально- биологически-физического поля. С этой точки зре­ ния, исторические и культурные факторы, к примеру, не могут рассматриваться в качестве ус-

ловий, усложняющих или модифицирующих бо­ лее простую биофизическую ситуацию; они неотъемлемы от проблемы в том виде, в котором она предстает перед нами.

3. Что является предметом психологии?

Если вдуматься, в двух предыдущих разделах содержатся очевидные вещи, и нет ничего экстра­ ординарного. В них утверждается, (1) что опыт - это, в конечном счете, контакт, происходящий на границе организма и окружающей его среды, и (2) что любая человеческая функция - это социальнокультурное, биологическое и физическое взаимо­ действие в поле организм /среда. Теперь давайте объединим эти два утверждения.

Все биологические и социальные науки имеют дело со взаимодействиями в поле организм/среда, но психология изучает функционирование самой контактной границы в этом поле. Это необычный предмет, и нетрудно понять, почему психологам все­ гда было трудно обрисовать предмет своих иссле­ дований. Когда мы говорим «граница», мы думаем о «границе между одним и другим»; но контактная граница, на которой возникает опыт, не отделяет организм от окружающей среды; она, скорее огра­ ничивает организм, заключает его в себя и защища­ ет, и в то же самое время соприкасается с окружаю­ щей средой. То есть (хотя это может показаться странным) контактная граница, например, чувстви­ тельная кожа, - это не столько часть «организма», сколько орган особой связи организма и окружаю­ щей среды. Вскоре мы постараемся продемонстри­ ровать, что эта особая связь представляет собой глав­ ным образом рост. Человек ощущает не состояние

Фредерик Перлз (1893-1970) в период с 1930 по 1940 г. придерживался идей психоанализа, затем он порвал с ним и с 1946 г. начал разрабатывать идеи и метод своей гештальт-терапии. Его метод завоевал широкую популярность. Расхождения Перлза с Фрейдом касались скорее психотерапевтических приемов, чем основных положений второго о важности неосознаваемой мотивации, динамики личности.

Получив из гештальт-психологии представления об организме как целом, Перлз понял, что необходим подход, в котором индивид и его среда выступали бы постоянно взаимодействующими частями поля. При этом каждая деталь поведения рассматривается как постоянное взаимодействие элементов поля в интимных связях с целым. Ученый подчеркивает важность рассмотрения ситуации в настоящем, а не исследования причин в прошлом, как это делал Фрейд. Осознавание человеком того, как он ведет себя в это мгновение, более важно, чем понимание того, почему он ведет себя таким образом.

Поэтому Перлз начал всматриваться в настоящее, в то, как люди приспосабливаются и живут в своем мире. При таком подходе терапия перестает быть системой извлечения значимой информации из памяти. Автор рассматриваемой концепции считал, что информация, необходимая для терапевтического изменения, содержится в непосредственном поведении пациента: как тот вступает во взаимодействие с терапевтом и проявляет себя в этом взаимодействии. Гештальт-психология помогла понять важность феноменологии текущего опыта. Ее основатели - В. Келер, К. Коффка, М. Вертгеймер - подчеркивали активность воспринимающего, который структурирует дискретные события и придает им смысл.

Перлз в своей практике использовал положения гештальт-психологии о том, что анализ частей не может помочь пониманию целого, поскольку целое определяется их взаимосвязью и взаимозависимостью. К. Левин рассматривал поведение как вектор всех сил, действующих в психологическом «жизненном пространстве». Главным отличием гештальт-терапии от других существующих методов является изучение психики с точки зрения целостных структур - гештальтов.

Организм приспосабливается к среде, достигая определенного равновесия и упорядочивания частей, и нельзя изменить что-то одно, чтобы при этом не изменились другие. В данном поле он выбирает для себя нечто значимое. И это становится фигурой, а все остальное - фоном. А выбирает организм то, что ему интересно и важно в данный момент.

Перлз полагал, что сознание человека не может воспринимать окружающий мир однозначно, с одинаковой концентрацией внимания на всех деталях. Важные и значимые события занимают центральное место в сознании, образуя гештальт (фигуру), а менее важная в данный момент информация отступает на задний план, создавая фон.

Ученый рассматривал человека как саморегулирующееся существо. Одно из основных положений его теории заключается в том, что каждый обладает способностью достигать оптимального равновесия внутри себя и между собой и средой.

Полное равновесие соответствует четкой фигуре (гештальту); отклонение от него ведет к разрушению отчетливых границ между нею и фоном.

Гештальт-терапия - это сложный синтез из психоанализа, эксзистенциальной психологии, бихевиоризма (подчеркивание очевидного в поведении), психодрамы (отражение конфликтов), дзен-буддизма (минимум интеллектуализации и фиксирование на осознавании настоящего).

Основоположник гештальт-терапии, Фредерик Соломон Перлз был немецким врачом-психиатром и психотерапевтом. Получив профессиональное образование у многих знаменитых представителей психоанализа и психиатрии того времени, после работы психиатром в Германии, в конце тридцатых годов двадцатого века, разочаровавшись в психоанализе, он начал разрабатывать гештальттерапию. Уже в своей первой работе "Эго, голод и агрессия", опубликованной в 1942 году, в главе "Пересмотр теории Фрейда и его метода" – Перлз дистанцируется от традиционного психоанализа, и со временем эта дистанция будет всё больше возрастать.

Начиная с 1933 года, после пришествия к власти нацистов в Германии, Перлз, его жена и старшая дочь, были вынуждены эмигрировать, сначала в Голландию, затем южную Африку. В южной Африке Перлз работает штатным армейским психиатром, и в 1946 году, в звании капитана, он переезжает в США, Нью-Йорк.

В Нью-Йорке он активно разрабатывает своё направление психотерапии, назвав его гештальт-терапией, вероятно из-за большого вклада его жены Лоры в разработку. Лора Перлз занималась гештальт-психологией, изучающей вопросы восприятия. Так же, благодаря Лоре в гештальттерапию открылись пути экзистенциальным направлениям, например, философии Мартина Бубера или экзистенциализму Пауля Тиллиха.

Эта работа приводит к тому, что в 1951 году, при активной поддержке нью-йоркской группы, в которую входила Лора Перлз, американский психотерапевт и драматург Пол Гудмен, ученик Перлза, Ральф Хефферлин были разработаны и заложены теоретические основы метода на базе гештальтпсихологии, психоаналитических концепций, феноменологии и экзистенциальной психологии. Венцом их совместных трудов стал фундаментальный труд Перлза, Хефферлина и Гудмена – "Гештальт-терапия, возбуждение и рост человеческой личности", ставший основополагающим в гештальт-терапии. В этом же году к ним присоединяется Изидор Фром, а Перлз создаёт Институт гештальт-терапии.


В начале пути гештальт-подхода, на становление его теоретического и практического метода сильное влияние оказали ближайшие соратники Перлза: врач Курт Гольдштейн, написавший труд "Строение организма", известный своей настойчивостью и вниманию к целостности организма. Перлз некоторое время был его ассистентом. Макс Рейнгар, основатель театральной школы, в которой обучается Перлз. Карен Хорни, Клара Гаппель, Елена Дейч, Пауль Шильдер, психоаналитики, которые были его аналитиками или супервизорами. Вильгельм Райх, который своими работами, в частности о "мышечном щите" и характерологических структурах, вводил работу с телом и телесностью в гештальттерапию. Философ Ж. Смуте, так же способствовавший становлению целостного взгляда на человека, создатель термина "холизм". Эдмунд Густав Альбрехт Гуссерль, немецкий философ, основатель феноменологии. Который хоть и не был непосредственным соратником Перлза, но его идеи о феноменологии глубоко и мощно укоренились в гештальт-терапии.


Дальнейший расцвет гештальт-терапии сопровождался взлётами и падениями, и должен быть описан в отдельном материале. Стоит сказать, что благодаря невероятному творческому энтузиазму Перлза, гештальт-терапия смогла пройти, временами непростой путь, вроде "периода 68 года", и стать тем, чем она является сейчас.

После смерти Перлза в 1970 году, многие последователи перешли в другие направления психотерапии, либо стали искать научных и теоретических обоснований, считая те, что уже имели недостаточными. И лишь некоторые вернулись к истокам, и к тем, кто продолжал развивать гештальттерапию. Благодаря чему большую известность получили Лора Перлз, Изидор Фром и другие члены группы, основавшей гештальттерапию, что дало дали возможность сообществу гештальтистов вновь найти смысл гештальт-подхода вокруг теории "self", разрабатываемой Перлзом и Гудменом в 1951 году.

Гештальт-терапия сегодня

Сейчас гештальт-терапия это одно из трёх основных психотерапевтических направлений, признаваемых и используемых во всём мире. Сегодня в мире существует множество институтов и сообществ гештальтистов, занимающихся практикой и преподаванием гештальт-терапии. Большинство объединены в большие сообщества и организации мирового масштаба. Вот некоторые из них:

FORGE (Международная Федерация организаций, преподающих Гештальт (International Federation of Gestalt Training Organizations): проводит Конгрессы, на которые приглашается ведущий штат тренинговых гештальт-институтов (ректоры и проректоры, директора и их заместители). На Конгрессах обсуждаются темы, касающиеся теории, практики и исследований в поле обучения гештальт-терапии, а также приглашения обучающих гештальт-терапевтов для проведения воркшопов в Институтах, входящих в состав FORGE.

GATLA (Лос-Анжелесская ассоциация Гештальт-Терапевтов): это одна из старейших в мире учебных программ по Гештальт-терапии, сформированный ещё в начале 60х годов двадцатого века, когда Фриц Перлз вместе с Джимом Симкиным, в Лос-Анджелесе разрабатывают учебную программу. И сегодня GATLA объединяет терапевтов из более, чем 30 стран. Уже почти 50 лет проходят обучающие программы в Европе и Америке.

EAGT (Европейская Ассоциация Гештальт Терапии (The European Association for Gestalt Therapy): объединение европейских гештальт-терапевтов, тренинговых гештальт-институтов и национальных гештальтистских Ассоциаций для содействия распространению гештальт-терапии в Европе, обмена знаниями и ресурсами, установления высоких профессиональных стандартов в гештальт-терапии и поощрения исследований в этой области.

АРГИ (Ассоциация "Федерация Русскоязычных Гештальт Институтов"): основателями АРГИ выступили Нифонт Долгополов (МИГиП), Даниил Хломов (МГИ), Олег Немиринский (МИГТиК) и Наталья Лебедева (СПИГ). Основной целью АРГИ является поддержание в России эффективных сфер деятельности гештальт институтов и содействие повышению социального статуса гештальт-подхода.

В России существует много институтов, где проходят обучение гештальт-студенты, среди них четыре ведущих: Московский Институт Гештальта и Психодрамы (МИГИП), Московский Институт Гештальта (МГИ), Санкт-Петербургский Институт Гештальта (СПИГ), Восточно-Европейский Гештальт Институт (ВЕГИ).

От года в год растёт число практиков, их компетентность углубляется и расширяется, а с появлением новейших технологий изучения человеческого мозга и психики, достижениями медицины и нейронаук, проводятся новые исследования, подтверждающие эффективность гештальт-терапии.

При этом 21 век отличающийся своим направлением к интеграции, вносит свой дух и в гештальттерапию: сейчас можно заметить постепенную ассимиляцию с другими методами и подходами, психоанализом, от которого когда-то дистанцировался Перлз, психодрамой, арт-терапией и даже, в некоторых аспектах, когнитивно-поведенческой психотерапией.

Метод гештальт-терапии

В Гештальт-терапии одним из важнейших принципов работы с клиентом является осознание того, что происходит в текущий момент на различных между собой и неразрывно связанных уровнях: телесном, эмоциональном и интеллектуальном. Этот важный опыт того, что происходит "здесь и теперь", затрагивает весь организм во всех его проявлениях, за счет того, что содержит в себе воспоминания, предшествующий опыт, мечты, незавершенные ситуации, предвидения и намерения.

В этом и заключается суть гештальт-терапии: не объяснять клиенту, но дать ему самому возможность быть целостным, неразрывным, присутствующим здесь и сейчас, понять и уважать себя. Первая часть названия, слово гештальт происходит от немецкого Gestalt, что означает "целостный образ".


То, что происходит в процессе гештальт терапии – это исследование опыта клиента контактирования с собой, другими людьми и со средой, окружающей его. Основной психотерапевтический процесс концентрируется на осознавании того, как человек контактирует, как он может прервать этот опыт, замечать или игнорировать свои потребности и желания, регулярно повторять прошлый опыт и ситуации, останавливать творческое приспособление к окружающей среде. Осознание даёт возможность для человека заметить то, что с ним происходит, то, что раньше не было явным, осознать свои потребности, и вернуть себе возможность и способность совершать выбор.

Основные понятия гештальт-терапии

Поле "организм – окружающая среда"

Гештальт-терапия подразумевает, что организм не может существовать вне среды и без среды, (не существует организма без окружающей среды). Поэтому организм и окружающая его среда понимаются и рассматриваются как единое целое, неотделимое друг от друга. Такая неделимость поля лежит в основе теории метода гештальт-терапии. В свете такого взгляда среда предстаёт не как плохо очерченное пространство вокруг организма, но как конкретный мир, причем мир конкретного человека.

Контакт и граница контакта – это основные понятия гештальт-терапии. Контакт – это одновременно и осознавание поля, и физическое действие "контактирования" с ним. И в то же время это и принятие или отвержение того с чем случается контакт, того чем наполнена среда. И именно с помощью контакта организм чувствует своё отличие, а благодаря сохранению контакта – сохраняет и своё отличие.

Граница контакта – это место, точка, где организм соприкасается со средой его окружающей. Она всегда происходит изнутри, и продолжается уже в окружающем мире. "...Контактная граница, например, чувствительная кожа, – это не столько часть "организма", сколько орган особой связи организма и окружающей среды" (Перлз).

Осознание

Одним из важнейших терминов, постоянно использующимся в терапевтическом процессе, является "осознание". Это осознание происходит немедленно, здесь и сейчас, и отличается отрефлексии, растянутой во времени. В английском языке используется слово "awareness", означающее немедленное осознание всего, что происходит именно в моменте – чувств, мыслей, действий, проявлений телесности, других людей, среды. Такое осознание обладает, в том числе, интегрирующей функцией, как бы собирая в одно целое всё то, что происходит на разных уровнях восприятия.

Гештальт-терапевт помогает клиенту научиться осознавать, делать это сознательно и в любой момент времени, выйти из фиксации, неподвижного состояния, чтобы достичь настоящего контакта с окружающей средой.

Здесь и сейчас

Принцип, говорящий о том, что наиболее актуальное для клиента происходи в настоящем, будь то чувства, мысли, действия, отношения и так далее. Благодаря принципу здесь и сейчас, или здесь и теперь, процесс осознания проходит более интенсивно и выраженно.

Ответственность – способность человека осознавать, принимать последствия собственных действий и выборов, как позитивные, так и негативные, продолжать жить с этими последствиями. Ответственность связана с осознанием. Чем в большей степени человек осознает реальность, тем в большей степени он способен отвечать за свою жизнь – за свои желания, действия, опираться на себя.

Саморегуляция

Перлз (1973) говорит об этом так: "Организм старается поддержать баланс, который из-за его нужд постоянно нарушается и который затем восстанавливается, когда потребности удовлетворены или устранены". Саморегуляция не гарантирует хорошее здоровье, но обеспечивает уверенность в том, что организм делает то, что он может с тем, что он имеет в своем распоряжении. Если человеку чего-то не хватает, то он старается заполнить брешь; если чего-то много, то организм избавляется от излишка.

Творческое приспособление

Это синтез приспособления и творчества. Под приспособлением в гештальте понимается взаимодействие потребностей организма с окружающей средой. Творчество – это способность искать и находить новые решения, самое подходящее, лучшее из возможного, исходя из того, что имеется "под рукой" или с помощью добывания нового. Творческое приспособление – это способность соединять одно с другим, и устанавливать баланс между потребностями организма и тем, что даёт среда. Развитие творческого приспособления у клиента является важной частью работы гештальт-терапевта.

Техники гештальт-терапии

Немного забавно, что довольно большая часть психологов, и не только, определяет гештальт-терапию по различным методам. Так, например, наверняка известная большинству читателей техника диалога с пустым стулом, метафорически представляющим кого-то значимого в жизни клиента, была заимствована Перлзом, в конце его жизни, из психодрамы Морено.

Важно понимать, что любые техники – это лишь способы реализации самой сути гештальт-терапии, её фундаментального подхода, и в общем, при достаточном навыке, гештальт-терапевт может использовать любую технику и из других подходов, лишь бы они были совместимы с методом и актуальны к происходящему здесь и сейчас. Техники в гештальт-подходе не самоцель. Гештальт-подход, в основном, ориентирован на работу по осознанию ("awareness") происходящего на границе контакта, и возможности осуществления или восстановления способности к творческому приспособлению в контакте со средой.

Благодаря такой высокой пластичности, формы, которые терапия может принимать, меняются с каждым новым клиентом, обеспечивая индивидуальный подход, подчёркивая уникальность каждого человека, его жизненного опыта. Также процесс и форма терапии могут меняться в зависимости от личности, индивидуального опыта, чувственности каждого отдельного терапевта.

И всё же, существуют базовые техники, постоянно, так или иначе применяющиеся в работе гештальт-терапевтами.

И первая из них это экспериментирование, сердцевина метода. Помимо высокой эффективности обеспечивает уникальное своеобразие гештальт-терапии. В ходе терапии клиенту предлагается не просто рассказывать, о чем либо, но развернуть свой рассказ исходя из принципа "здесь и теперь".

Так, например, терапевт может:

  • Сфокусировать клиента на осознавании, предложив, например, заметить, почувствовать и осознать какой-либо феномен, происходящий в текущем процессе терапии, например, дыхание, эмоции или телесные проявления.
  • Предложить осуществить метафору, которую клиент может употребить ("Я чувствую себя под прессом!", "Я как будто в клетке", "Хочу, чтобы со мной общались как с ребенком").
Терапевт может попросить усилить или сделать акцент на выявленном феномене, благодаря чему можно получить информацию, "о том, что произойдет" в ситуациях, которые трудно или невозможно смоделировать в действии.

Для того чтобы исследовать фантазии, катастрофические ожидания, незавершенные ситуации или "застывшие" ситуации, разрешение которых кажется невозможным могут использоваться некоторые формы проекции. Экспериментирование даёт широкие возможности для глубокого исследования границ собственного "Я" и контакта: ограничений проявления себя, границ самовыражения, способов прерывания контакта, ощущений, движений, ценностей и т.д.

Здесь и теперь

Этот принцип стал символом, лозунгом гештальт-терапии, по которому она однозначно опознаётся в среде психологов. Однако, наблюдается некоторое недопонимание этого принципа: бытует мнение, что для гештальт-терапии с её принципом "здесь и сейчас", совершенно не интересны прошлое и будущее клиента. Конечно же, это не так: прошлое, несомненно, важно также как и настоящее и будущее. Более того, "здесь и сейчас" это не "мантра", которую надо вдалбливать клиенту.

Принцип "здесь и сейчас", или "здесь и теперь", это рабочий инструмент терапевта необходимый, чтобы обратить внимание, клиента на то, что "именно теперь ты вспоминаешь" или что "именно теперь ты предвосхищаешь события". И если благодаря экспериментированию клиент может открыть доступ к каким-то решениям и к осуществлению творческого приспособления, то только в настоящем это может произойти.

Перлз много раз повторял, что "ничего не существует кроме настоящего"; имея в виду, что настоящее содержит в себе прошлое и будущее. Именно поэтому нет постоянной необходимости возвращаться в прошлое, потому что оно уже здесь, обличено в жизненный опыт, разворачивающийся прямо здесь и сейчас.

Работа со сновидениями

Когда-то, благодаря подходу к снам, для Перлза пробил час славы в его последние годы жизни. Он рассматривал сон, как совокупность проекций отдельных частей личности сновидца, позволяющих обнаружить некое "экзистенциальное послание", с которым спящий обращается к самому себе. Эта работа немного театрализована, частично взята из психодрамы, что, однако только добавляет не только эффектности, но и эффективности.

Телесная работа

Гештальт-терапевт использует целостный подход к опыту клиента. И это значит, что терапевт принимает в расчет как телесные, так и эмоциональные проявления, наравне с когнитивными процессами и другими феноменами клиента, с которыми терапевт работает, и может пользоваться этим, чтобы быть в контакте с клиентом.

Это также значит, что терапевт не разделяет то, мы обычно привыкли разделять: что "тело" – это одно, а "ум" – это другое. "Телесность" или "эмоции" представляют собой частные проявления опыта человека. При патологических процессах эти проявления могут быть нарушены или закрыты и, конечно, их нельзя рассматривать по отдельности, если цель нашей работы в восстановлении их целостности.

Практическая подготовка и обучение гештальт-терапевтов

Всё обучение гештальт-терапии проходит в атмосфере бережности и безопасности, создаваемой тренерами. Благодаря атмосфере безопасности, неспешности, студенты имеют возможность не только получить качественную подготовку в психотерапии, но и глубоко познать себя, собственные границы, возможности, проработать трудности, мешающие комфортно и счастливо жить. Подготовка гештальт терапевта проходит в течение двух основных и одного дополнительного цикла.

Первый цикл представляет собой закрытую терапевтическую группу, где один раз в месяц, в течение полугода, происходит базовое обучение основам метода сочетанное с групповой психотерапией, занимающей большой объём времени. Такой способ обучения через погружение в метод эффективен, в силу того, что за время обучения в группе каждый участник проходит интенсивную терапию, прорабатывая собственные внутренние трудности, получая ценнейший опыт контакта с собой и другими, одновременно с этим изучая базовые основы гештальт-терапии и тут же применяя их на практике.

Второй цикл занимает от двух до четырех лет, в зависимости от того, как составлена учебная программа, и включает в себя 20 блоков по три дня. В этом цикле происходит основное обучение гештальт-терапии, методу, техникам, основам психологического консультирования. Этот этап одновременно позволяет углубить уже полученные знания и навыки, и кроме того частично, но в гораздо меньшей степени продолжить работу над самим собой при помощи гештальт-терапии в группе, и заложить практические и теоретические основы гештальт-терапии. Каждая фаза обучения представляет собой сочетание преподавания научных основ, прожитого опыта и обучения на практике.

В конце второго цикла студенты, решившие стать гештальт-терапевтами, проходят сертификацию, представляющую собой теоретический и практический экзамен. Для допуска к экзаменам, студенту необходимо регулярно сдавать одному из тренеров протоколы выполненных упражнений в специальных минигруппах, традиционно называемых тройками. Такие группы формируются в конце первого блока второго цикла, и в них студенты работают до завершения обучения.

Кроме того, за время обучения так же необходимо пройти около 80 часов личной терапии и супервизии, посетить некоторое количество (разное, в зависимости от выпускающей организации) интенсивов и конференций. Эти требования также необходимо выполнить для того, чтобы быть допущенным к сертификации.

Третий, дополнительный цикл, открыт после завершения двух предыдущих циклов и экзаменов для тех, кто хочет углубить своё профессиональное образование, получив практические знания работы с терапевтической группой и различными сложными темами, специфическими запросами, требующими дополнительных знаний и навыков.

В России на сегодняшний день существует множество институтов и сообществ, занимающихся профессиональной подготовкой или переподготовкой гештальт-терапевтов, отличающихся и по подходу к обучению, и по качеству образования. Среди них всех особо выделяются четыре больших института:

1. – одно из ведущих российских учебных заведений, отвечающих за образовательные программы по гештальт-подходу и психодраме. Созданный в 1996 году Нифонтом Борисовичем Долгополовым, МИГиП является соучредителем Ассоциации Русскоязычных Гештальт Институтов (АРГИ), Федерации Психодраматических Тренинговых Институтов России (ФПТИР) и входит в четверку базовых российских институтов как в области обучения гештальт-методу, так и психодраме.

Институт состоит в основных международных профессиональных ассоциациях гештальт-терапии и психодрамы: FEPTO (Federation of Europian Psychodrama Training Organisation) – Федерации Европейских Психодраматических Тренинговых Организаций, FORGE (International Federation of Gestalt Training Organization) – Федерации Организаций, Преподающих Гештальт-терапию, AAGT (The Association for the Advancement of Gestalt Therapy) – Ассоциации Развития Гештальт-терапии, IAGP (International Association for Group Psychotherapy and Group Processes) – Международной Ассоциации Групповой Психотерапии, EAGT (European Association for Gestalt Therapy) – Европейской Ассоциации Гештальт-терапии. МИГИП создал свои центры и представительства института во многих городах России и за ее пределами.

2. Общество практикующих психологов "Гештальт-подход" , основанное в начале 90х годов Даниилом Хломовым, ставящее своими целями поддержку и развитие Гештальт-терапии на основании программы "Московский Гештальт Институт" в соответствие со стандартами МГИ и EAGT; МГИ так же имеет развитую сеть представительств по России.

3. вырос из СПб Центра гештальт-терапии, основанного в 1994 году. Занимается подготовкой специалистов в области психотерапии, организационного и психологического консультирования, так же состоит в основных профессиональных ассоциациях гештальт-терапии имеет представительства в городах России.

4. . ВЕГИ существует с 1996 года. Программы Института разработаны в соответствии с принятыми в России стандартами для повышения квалификации, переквалификации и специализации в области Гештальт-терапии и Гештальт-консультирования. Восточно-Европейский Гештальт Институт встроен в международную систему организаций, практикующих гештальт и обучающих гештальт-подходу в консультировании, бизнесе и организационном развитии.

Заключение

Гештальт-терапия – это удивительный глубокий психотерапевтический подход, удачно сочетающий достижения психологической науки и практики, терапевтический опыт основателей и современных практиков. Благодаря концепции целостности, в гештальт-терапии существует огромное уважение к человеку, к каждому его проявлению и через это открывается возможность для принятия и поддержки.

Использование феноменологического подхода, принципа "здесь и сейчас", позволяет клиенту самостоятельно, без дополнительных интерпретаций терапевта, чувствовать и понимать происходящее с ним и вокруг него, замечая особенности своего контакта со средой, выстраивая границы, чувствуя происходящее на границе контакта.

Гештальт-терапия, возможно, сейчас развивается не так быстро, как другие подходы, но этот вид терапии широко распространен и активно влияет на другие направления. Основываясь на совокупности человеческого опыта во всех его аспектах: телесном, эмоциональном, интеллектуальном и духовном, гештальт-терапия имеет огромный потенциал и остается ведущим видом психотерапии.

Список литературы:

1. "Эго, голод и агрессия" – Фредерик Перлз.
2. "Внутри и вне помойного ведра" – Фредерик Перлз.
3. "Гештальт-терапия" – Робин Жан-Мари.
4. "Построение и разрушение гештальтов" – Робин Жан-Мари.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «api-clinic.ru» — Центр естественной медицины