Ребенка депрессия что делать. Детская депрессия и ее проявления

» ассоциируется со взрослыми, как будто только они имеют право на расстройства настроения. К сожалению, депрессивные расстройства затрагивают также детей и подростков.

Депрессия у ребенка проявляется несколько иначе, чем депрессивные состояния у взрослых, поэтому ее труднее диагностировать у молодых пациентов.

Симптомы детской депрессии имеют неспецифический характер и могут маскироваться, принимая клинические картины других заболеваний.

Симптомы депрессии у детей

Депрессия может появиться даже у младенцев. Этот форма называется анаклитическая депрессия. Как правило, расстройства настроения развиваются после шестого месяца жизни малыша, чаще всего у детей, которых отдали в воспитательные учреждения или дом ребенка, или долго госпитализировали после родов. Отсутствие эмоциональной и физической близости с матерью приводит к появлению симптомов детской депрессии в виде сильного плача и крика, вялости и «воскового» лица малыша.

С каждым годом...

Депрессию можно распознать также у детей в возрасте 6-7 лет. Как проявляется депрессия в раннем школьном возрасте? Могут возникнуть разного рода страхи, проблемы в школе , поведение, отличающееся от стандартов развития, существенные перепады настроения – от крайнего плача до полного спокойствия, безразличие к своим потребностям и желаниям, нежелание играть.

Депрессия у детей также может иметь психосоматический характер и проявляться в виде различных заболеваний, например, болей в животе , головокружения, одышки, тошноты, запоров , диареи . Ребенок может вдруг перестать расти, начинает худеть или полнеть. Не понимает смысла жизни, избегает контактов со сверстниками и даже думает о смерти. Нередко появляются попытки самоубийства.

Депрессия у детей проявляется в силуэте и внешности ребенка – пренебрежение личной гигиеной, безразличие к одежде, сгорбленная спина, круги под глазами, грустное выражение лица, беспокойство, напряжение мышц.

Малыш может закрываться в своей комнате, избегать движения, плохо спать. Теряет контакт с окружающей средой, родителями, братьями и сестрами, одноклассниками. Становится апатичным, вялым, у него постоянно плохое самочувствие.

Какие симптомы детской депрессии чаще всего наблюдают

  • Неспособность чувствовать радость, печаль, подавленность.
  • Отсутствие улыбки.
  • Утрата прежних интересов.
  • Отказ от любимых игр.
  • Апатия, психосоматическое замедление, снижение жизненной активности.
  • Хроническая усталость , недостаток энергии.
  • Чувство внутренней тревоги и беспокойства.
  • Соматические болезни, например, сердцебиение, боли в животе и головная боль.
  • Крайне низкая самооценка, чувство неполноценности и безнадежности.
  • Нарушения сна, бессонница или чрезмерная сонливость в течение дня.
  • Снижение аппетита и массы тела, отказ от любимых блюд.
  • Проблемы с концентрацией внимания внимания и памятью, трудности в школе, ухудшение оценок.

Депрессия у подростков

Термин «депрессия» закрепился в сознании общества исключительно как состояние взрослого человека, однако, депрессивные состояния переживают и дети, и подростки.

В подростковом возрасте она очень часто приводит к попыткам самоубийства. Ссора с родителями или шантаж – это не демонстрация силы, а проявление двойственности чувств. Игнорирование слов ребенка о бессмысленности жизни, дурном настроении или нежелании действовать приводит к серьезным последствиям – смерти ребенка, которой можно было избежать.

Почему дети страдают от депрессии

Причин много. Специалисты выделяют, как правило, генетические факторы, биологические, социальные, психологические и нейронные. Дети могут заболеть депрессией после утраты близкого человека – отца, матери, брата, сестры, друга, любимого животного.

Депрессия может возникнуть в результате изменения места проживания, развода родителей, бедности, неудовлетворенности эмоциональных потребностей ребенка и т.д. Часты случаи депрессии не реактивного характера, т.е. не являющейся следствием травматического события.

Большая часть молодых пациентов страдает от эндогенной депрессии, причиной которой являются биологические факторы, например, нарушения на уровне нейротрансмиттеров. Иногда дети наследуют аффективные расстройства родителей, когда мать или отец жалуются на депрессию, создавая своим поведением образ негативного отношения к жизни и миру.

Как проходит депрессия у детей

До недавнего времени врачи считали, что дошкольники имеют еще слишком слабо развитую психику, чтобы они могли ощущать симптомы депрессии. К сожалению, оказывается, что все-таки могут.

Депрессивные расстройства бывают в их случае обусловлены генетически, и для их появления, часто даже не требуется никакого травматическое событие. Поскольку симптомы могут существенно отличаться от общепринятых характерных особенностей депрессии для взрослых, постановка диагноза представляет большие проблемы, а это жизненно важно для эффективного преодоления нарушений.

Доктор Джоан Клубе, профессор психиатрии в Университете Вашингтона, округа Колумбия, исследует проблему депрессии в течение 20 лет. Уже в середине 80-х XX века врачи выяснили, что некоторые идущие в школу дети уже имеют клинические симптомы депрессии.

В течение последних 10 лет, исследователи пришли к выводу, что симптомы депрессии могут быть намного моложе, чем считалось ранее. К счастью, это явление не распространенное. Из анализа следует, что проблема может касаться 1-2% детей дошкольного возраста.

Что вызывает появление симптомов, в столь юном возрасте? Ученые считают, что это не обязательно связано с возникновением стресса в жизни ребенка. Депрессия у детей чаще всего является наследственным заболеванием, развивающимся независимо от травматических или неприятных событий.

По своей природе дети склоны к частым перепадам настроения и, следовательно, определение симптомов требует более тщательного наблюдения. Симптомы могут появляться и исчезать, однако, если процесс длится дольше, чем две недели или значительно усугубился, вам необходимо связаться со специалистом.

Лечение детской депрессии

Как справиться с депрессией у ребенка

Когда вы видите, что с вашим малышом происходит что-то тревожное, сядьте и спокойно поговорите о его беде. Уделите ему больше времени, чем обычно, наблюдайте и допытывайтесь, почему он такой грустный и подавленный. Что его беспокоит? С чем не может справиться?

Когда ребенок винит себя за то, в чем не виноват, заверьте его, что он не несет за это никакой ответственности. Не кричите на ребенка из-за плохих оценок в школе, трудностей в концентрации внимания. Не стоит недооценивать длительного плохого самочувствия ребенка. Когда не знаете, как справиться с проблемой самостоятельно, обратитесь за помощью к психологу или психиатру. Вы можете поговорить на эту тему с психологом или педагог школы.

Если малыш страдает от клинической формы депрессии необходимо начать лечение. Как правило, оно основано на фармакотерапии в виде антидепрессантов и психотерапии. Только тяжелые формы депрессии с попытками суицида требуют госпитализации. Однако, иногда детей помещают в психиатрическую больницу, когда не хватает понимания болезни и поддержки ребенка со стороны родителей.

Психологическое вмешательство, как правило, дает довольно быстро видимые результаты и, прежде всего, уменьшает вероятность «осложнений» депрессии в виде чувства неполноценности, снижении иммунитета или суицидальных мыслей. Стоит отметить, что эффекты психотерапии в значительной степени зависит от отношения родителей к больному ребенку.

Большинство людей уверены, что депрессия – это проблема, которая может касаться только взрослых, но дети также восприимчивы к этой опасности. Депрессия проникает в каждодневную жизнь ребенка, причем дети часто не способны определить или объяснить взрослым, что происходит. Подозревая, что у вашего ребенка депрессия, прочтите советы ниже. Они помогут распознать симптомы, а также расскажут, как говорить об этой проблеме с ребенком.

Шаги

Часть 1

Наблюдайте эмоциональные изменения

Понаблюдайте за изменениями детских эмоций. Нужно помнить, что у некоторых детей симптомы депрессии проявляются мало или вообще не наблюдаются. Если вы думаете, что у ребенка депрессия, нужно понаблюдать за колебаниями настроения и изменениями эмоций, которые начали проявляться в последнее время.

    Замечайте любые следы продолжительной или беспричинной грусти или беспокойства. Это может быть слезливость, частый плач, а также общее состояние тревоги. Также следует обращать внимание на постоянное напряженное состояние, ночное недержание мочи у ребенка, чья постель до этого была сухой, пугливость, напряженность или резкие приступы страха при появлении других людей или каких-то предметов.

    • Также следует отмечать длительную неспособность справиться с потерей, которая может растянуться на недели и даже месяцы.
  1. Прислушайтесь к выражениям вины или безнадежности. Возможно, у вашего ребенка начали проскакивать выражения «я виноват (это моя вина)», или «а толку, для чего? (нет смысла стараться)». Наличие таких выражений может сигнализировать как о сильном выражении обычных детских страхов, так и о присутствии серьезных проблем, отражающих более сильные чувства тревоги..

    • Чувство безнадежности может выражаться по-разному: неспособность выполнять домашние задания, отсутствие интереса к вещам, которые раньше привлекали, общее выражение вины, даже если известно, что в случившемся вины ребенка нет.
  2. Остерегайтесь увеличения гнева и раздражительности. Иногда депрессивный ребенок демонстрирует явные и выразительные признаки. Такие дети слишком остро реагируют на происходящее, выражая раздражение, гнев и разочарованность по поводу незначительных дел. Они чувствуют пренебрежение в самых обыденных ситуациях. Также они становятся неугомонными и стремятся к повышению уровня тревоги. Такие дети утрачивают способность сохранять спокойствие и самообладание.

    • Также это может проявляться в неспособности переносить любую критику. Обратите внимание, если ваш ребенок реагирует на отказ слишком чувствительно или не способен нормально принимать критику, даже если ее подают в очень мягкой форме. Если конструктивная критика воспринимается болезненно, это может свидетельствовать о проблемах.
  3. Поищите признаки отсутствия радости и удовлетворения жизнью. Также необходимо обращать внимание на уровень счастья ребенка. Проблему можно обнаружить, заметив, что уже несколько дней вы не слышали детского смеха или ребенка не интересуют любимые вещи. В этом случае нужно предпринять меры, чтобы поднять его/ее дух. Если все усилия оказываются бесполезными, у вашего ребенка депрессия.

    Обратите внимание на привычки питания ребенка. Вам следует зафиксировать любые необъяснимые изменения аппетита, если они длятся долго. Это может быть повышение аппетита или наоборот, отсутствие желания принимать пищу. Также при проявлениях депрессии ребенок обычно утрачивает интерес к пище, которая раньше была любимой.

    Будьте в курсе социальной жизни ребенка. Уход от социальной жизни – это обыкновенная поведенческая реакция, чтобы изолировать себя от сверстников. Если у детей проявляется депрессия, они могут уходить от социальной жизни, как среди друзей, так и в семье. Остерегайтесь этого. :

    • Предпочтение играть одному, а не со сверстниками.
    • Отсутствие интереса в поддержании дружественных отношений, которые ранее были значимы.
  4. Обратите внимание на любые изменения в структуре сна. Это могут быть противоположные изменения – постоянная сонливость или бессонница. Также следует обращать внимание на участившиеся утверждения об усталости и нехватке энергии, сопровождаемые снижением интереса к деятельности, которая раньше интересовала ребенка.

Часть 3

Поговорите с ребенком
  1. Знайте, что ребенок может скрывать симптомы депрессии. Многие дети еще не научились правильно выражать свои внутренние переживания. Поэтому маловероятно, что сын или дочь подойдет к вам и заявит: «У меня депрессия». Также не следует ожидать, что он/она попробует объяснить проблему, поскольку дети сами толком не могут понять происходящее.

    • Будьте внимательны, о чем ваш ребенок “не” говорит, и будьте готовы поднять этот вопрос самостоятельно. Дети могут смущаться и болезненно относиться к обсуждению собственных проблем. Признаки депрессии перечислены в этой статье в описании ‘наблюдения за признаками и симптомами’.
  2. Слушайте своего ребенка так, как будто он не способен толком объяснить и понять, что происходит. Уделяя каждый день время на выслушивание ребенка, вы даете ему возможность рассказать о том, что с ним происходит. Дети обычно прямы и честны в описании вещей так, как они их видят, даже если они не могут нормально объяснить или понять происходящее.

    • Спрашивайте каждый вечер у ребенка, как он себя чувствует. Если замечается беспокойство или грусть, выделите время, чтобы поговорить с ними о проблемах и причинах отсутствия счастья.
  3. Облегчите ребенку коммуникацию с вами. Вы должны понимать, что коммуникация с детьми затрудняется, если использовать ярлыки «капризный» или «трудный», или вести себя с ними, как с непослушными. В этом случае детям значительно труднее выразить то, что они чувствуют глубоко в себе.

    • Также нужно внимательно относиться к любым вопросам, которые дети поднимают сами. Чтобы сохранить правильный подход к ребенку в будущем, не нужно игнорировать никакие вопросы (например, говоря «это глупо»).
  4. Поддерживайте хорошие отношения с наставниками детей в школе и других учреждениях. Благодаря этому вы сможете получить отзывы и сигналы на события, которые сами не можете заметить. Это также позволит определить, являются ли одинаковые проблемы устойчивыми в разной обстановке.

    • Например, можно поговорить с учителем, если вы подозреваете, что у ребенка депрессия. Запланируйте встречу, чтобы обсудить воспитательные проблемы, и спросите, не замечаются ли на занятиях какие-либо странности поведения.

Специалисты утверждают, что в современном мире у детей все чаще встречаются проявления такого серьезного заболевания, как Депрессия у детей – это психическое аффективное расстройство, характеризующееся ухудшением самочувствия, плохим настроением при наличии моторной заторможенности, изменениями в мотивации и общем негативном мышлении. Диагностика заболевания осуществляется с применением методик: клиническая беседа, опрос родителей, проективные тесты. Лечение сопровождается психотерапией, социальной реабилитацией с применением медикаментов.

Причины

Основные причины депрессии у детей:

  • родовые травмы, патологии во время беременности и родов;
  • наследственная предрасположенность (наличие заболевания у близких родственников);
  • патология в семейных отношениях. Важным фактором развития психически полноценного ребенка являются бесконфликтные отношения в полной семье. Но в каждой семье, зачастую, есть свои проблемы. Некоторые дети растут в семьях, где родители в разводе. Злоупотребление спиртными напитками, употребление наркотиков родителями может так же спровоцировать развитие данного заболевания. Неправильный стиль воспитания, например, чрезмерная опека родителей, также негативно влияет на нормальное развитие психики ребенка и делает его уязвимым для депрессивных состояний. Ребенок не может обходиться без постоянной поддержки со стороны близких;
  • проблемы в ранней социализации. Отношения в детском садике и в школе со сверстниками также сказываются на эмоциональном состоянии. Стресс и психические травмы, которые ребенок получает в школьные годы, нередко становятся причиной развития депрессии у детей и в дальнейшем у подростков.

Острые депрессивные реакции (смерть питомца, тяжелая болезнь близких родственников, развод родителей, ссора со сверстниками и т.д.) могут спровоцировать депрессию у детей.

При медицинском обследовании патологии не выявляются.

Другие факторы

  • Часто к расстройству психики приводит смена жительства. Маленький человечек расстается со своими друзьями, разрушается устоявшийся круг общения. Общения со сверстниками не хватает, ведь необходимо время, чтобы обзавестись новыми друзьями.
  • Затруднения связанные с обучением. Требования родителей подчиняться указаниям педагогов, при отсутствии желания посещать школу, а так же не способность справиться с учебной программой деформирует эмоциональное состояние ребенка.
  • Пристрастие к электронным гаджетам. Современных детей зачастую невозможно оттянуть от смартфона или другого гаджета, это отрицательно сказывается на формировании способности подростков к «живому» общению. Вместе с тем, любимой формой взаимодействия детей становится переписка в чате. Ребенок становится более уязвимым к негативным событиям, хуже адаптируется к внешним условиям.

Подростковый период – самый благоприятный период для возникновения депрессивного расстройства.

Проявления депрессии у подростков схожи с признаками ее проявления у взрослых. По причине переизбытка гормонов подрастающие дети становятся более уязвимыми. В их окружении появляются лидеры, которые устанавливают свои, подчас жестокие, правила взаимоотношений в группе. Подробнее о подростковой депрессии Вы можете почитать

Симптоматика

Депрессия у детей - это обычно медленно развивающийся (если не обусловлен острыми депрессивными реакциями) процесс, который может длиться от несколько недель до месяца и более.
Характеризуется следующими симптомами:

  • утратой интереса к жизни, вялостью, угрюмым состоянием, раздраженностью, нехваткой жизненной энергии;
  • необоснованным снижением или повышением аппетита;
  • проявлениями бессонницы, сонливости, наличием кошмаров;
  • негативным отношением к учебе и школе;
  • проявлением враждебности к близким;
  • стремлением к изоляции, нежеланием общаться со сверстниками;
  • чувством неполноценности или вины;
  • возможными мыслями о суициде.

В 2, 3 года

У 2-3-х летних детей она выражается в резкой потере веса малыша, задержке на несколько месяцев в эмоциональном, сенсомоторном и речевом развитии, нарушениями сна, снижением аппетита. При отсутствии матери, кроха «выражает протест» криком, приступами безпричинного плача, не желанием играть. Поиск матери среди взрослых выражается в требовании к повышенному вниманию (малышу необходимо, чтобы его утешали, хвалили). В более раннем возрасте - в демонстративном игнорировании подошедшего взрослого (ведь это не мама). Может совершать однообразные навязчивые движения, бесцельно перемещаться «из угла в угол».

В 4 года, 5 лет

Дети с выраженной депрессией в возрасте от 4 до 5 лет имеют проблемы с органами пищеварения, сердечно-сосудистой системой, нарушениями сна и аппетита, заторможенными эмоциональными реакциями. Присутствуют: скупая мимика, рассеянность, плаксивость, вялость, потеря жизнерадостности и интереса к играм со сверстниками, физическое недомогание. Отсутствие проявлений положительных эмоций выражается в отсутствии рисунков и поделок, либо темных смазанных формах в них.

В 6, 7 лет

Дети школьного возраста (6-7 лет) выражают такие чувства, как уныние, безвыходность, тревога. Их депрессивное состояние сопровождают угрюмый вид, замкнутость, печаль, они теряют интерес к играм, в которые раньше с удовольствием играли. У школьников, как правило, можно наблюдать снижение в учебной деятельности, утрату общительности, активности, приветливости. Появляются жалобы на быструю утомляемость, невозможность сосредоточиться на задании, склонность к одиночеству.

В 7, 8, 9, 10, 11 лет

Ребята 7, 8, 9 и 10, 11 лет подвержены таким депрессивным признакам: интерес к учебе и играм исчезает, они становятся замкнутыми, нарушается внимание. При депрессии могут возникнуть соматические расстройства: энурез, снижение или повышение аппетита, ожирение, запоры. Дети страдают от кошмаров по ночам, .

Внимание родителей

Как же вывести ребенка из состояния ранней депрессии? Прежде всего необходимо наладить контакт со своей кровинкой, начать интересоваться его жизнью, событиями в школе. Нужно обращать внимание на наличие позитивных моментов и перспектив в будущем. Необходимо знать круг общения своего ребенка, найти для него интересные занятия после учебы.

Обследование и лечение

В случае обнаружения у своего чада вышеперечисленных симптомов, для диагностики заболевания и постановки диагноза, нужно обязательно обратиться к психологу. Получить первую психологическую помощь у специалиста — психолога Вы сможете по ссылке в нашей группе

Время на чтение: 3 мин

Депрессия у ребенка в диагностическом смысле означает психическое заболевание, основным критерием которого выступают эмоциональные нарушения. Депрессия воспринимается зачастую как самим ребенком, так и родителями, как проявление лени, плохого характера, эгоизма, природного пессимизма. Родителям следует помнить, что депрессия является не просто плохим настроением, это заболевание, которое нуждается в лечении специалистами. Чем раньше у ребенка поставлен диагноз и начато соответствующее правильное лечение, тем гораздо выше вероятность быстрого выздоровления. На сегодняшний день врачи располагают большим набором разнообразных методов психотерапии, фитотерапии, физиотерапии, благодаря которым снимается депрессивное состояние.

Долгое время психиатры спорили: способен ли ребенок испытывать депрессивные проявления? Ведь ощущение тоски, печали, снижение общего тонуса, ослабление интересов, заторможенность и уход от контактов - признаки свойственные для взрослой депрессии. У детей сложно выделить такие проявления из-за их нечеткости, а также не способности ребенка подробно рассказать о своих эмоциональных переживаниях.

Депрессия у детей и подростков зачастую маскированная и включает тревожность, школьную неуспеваемость, беспокойство за здоровье, нарушения отношений со сверстниками, за близких.

Причины депрессии у детей

Развитию депрессивного состояния способствуют следующие факторы:

Семейный климат: конфликты в семье, неполная семья, сверхопека матерями, полное отсутствие родительской заботы, со стороны родителей отсутствие полового воспитания. Зачастую в неполных семьях дети не могут рассказать родителю о личных проблемах, это касается семей, где например, отец воспитывает дочь. Частые конфликты в семье наводят ребенка на мысли, что он является обузой и без него жилось бы легче. Наличие материнской сверхопеки не дает малышу возможности адаптироваться к обществу и окружающей среде и без отсутствия должной поддержки дети становятся беспомощными. Отсутствие полового воспитания может негативно отразиться на подростке, что приведет к замкнутости;

Патология в раннем неонатальном периоде: внутриматочная гипоксия плода, наличие энцефалопатии новорожденных, рождение детей с асфиксией, внутриутробные инфекции, приводящие к поражению головного мозга;

Структурная и гормональная перестройка организма в подростковый возраст (у девочек появление месячных, у мальчиков ночных поллюций); изменение формы тела, появление юношеских прыщей. Переизбыток гормонов делает детей более агрессивными, в среде подростков появляются лидеры, диктующие образ жизни. В случае не соответствия этому определенному образу, подросток выпадает из этой группы общения, что приводит его к отчуждению, а также появлению мыслей, что он не как все;

Частая смена места жительства не позволяет ребенку успевать заводить друзей, с которыми он проводил бы все свободное время и делился секретами;

Проблемы с учебой, а также отставание по школьной программе отдаляет от сверстников, делая в психическом плане уязвимым;

Достижения технологии – компьютеризация и интернет объединили целый мир, сузив его до монитора компьютера, что очень плохо отразилось на способности общаться.

Депрессия также может развиться по причине воздействия хронических или острых стрессов (тяжелая болезнь или смерть близких, распад семьи, конфликты со сверстниками, ссора с близкими людьми, и т.д.), а может возникнуть на фоне полного социального и физического благополучия, что, связывают с нарушениями протекания в головном мозге биохимических процессов. К таким депрессиям относят, например – .

Среди других причин развития депрессии является крушение идеалов и иллюзий, чувство бессилия и беспомощности перед непреодолимыми трудностями.

Причинами депрессии могут быть сильная психическая травма, перенапряжение, нарушение метаболизма головного мозга, головные боли, неадекватное потребление сахаров, аллергии, заболевания желудка, щитовидной железы, нарушения питания, мононуклеоз. Почти у 50% детей, страдающих депрессиями, оба или один родитель имели повторяющиеся эпизоды депрессий.

Симптомы депрессии у ребенка

Депрессивному состоянию наиболее подвержен подростковый возраст. Психологи выделяют раннюю депрессию (12-13 лет), среднюю депрессию (13-16 лет), позднюю депрессию (старше 16 лет).

Депрессивное состояние проявляет себя классической триадой симптомов: снижение подвижности, сниженное настроение, снижение мышления.

В течение дня снижение настроения происходит неравномерно. Зачастую в утренние часы настроение приподнятое, дети довольно таки охотно идут в школу. Затем настроение постепенно понижается и пик сниженного настроения приходится на вечернее время. Детей ничего не радует, не интересует, беспокоит головная боль, изредка повышается температура тела. Они жалуются на постоянные проблемы в школе, конфликты с учениками и учителями. Даже в хороших вещах видят только отрицательные моменты. Случаются у детей и вспышки очень хорошего настроения, когда они веселятся, шутят, однако, такое настроение длится недолго – не более часа и затем опять сменяется снижением настроения.

Снижение подвижности замечается по нежеланию двигаться: дети либо постоянно сидят в одной позе, либо лежат. Физический труд никакого интереса не вызывает. Речь тихая, а мыслительный процесс замедлен. Детям трудно подобрать необходимые слова, проблематично отвечать сразу на вопросы, зачастую они отвечают только одним кивком головы. У детей наблюдается зацикливание на одной мысли с отрицательным оттенком: у меня все плохо или меня никто не любит. У детей пропадает аппетит, они отказываются от пищи, иногда не едят по несколько дней. Спят мало, поскольку беспокоит бессонница из-за зацикливания на одной мысли, которая мешает процессу засыпания. Сам сон беспокойный, поверхностный, не позволяющий организму в полной мере отдохнуть.

Мысли о суициде появляются не сразу, зачастую для их возникновения нужен длительный срок течения заболевания (более года). Одной мыслью о суициде дети не ограничиваются, они придумывают план действия, продумывают различные варианты. Такое течение депрессии наиболее опасное, поскольку способно привести к летальному исходу. Все перечисленные переживания представляют характер мучительного страдания, вызывая нарушения в межличностных отношениях и приводя к снижению социальной активности. Симптоматика заболевания раскрывается в основном в поведении: меняется активность ребенка, пропадает интерес к друзьям, играм, учебе, начинается непонимание, капризы. Зачастую сложная ситуация может быть пусковым механизмом для начала депрессии. Несмотря на довольно специфическую картину данного состояния, родителям и врачам бывает очень трудно понять суть проблем ребенка и разобраться в его недуге. Это связывают с тем, что в силу своего возраста дети не могут дать четкое описание своего состояния.

Итак, симптомы депрессии включают:

Сниженное настроение на протяжении большей части дня, ощущение пустоты, тоски, подавленности;

Потерю интереса и полное равнодушие ко всем прежним занятиям, к учебе, хобби;

Прибавление или уменьшение массы тела ребенка;

Нарушение сна (ребенок или долго не засыпает с вечера, или засыпает, но часто просыпается за ночь);

Психомоторное торможение или возбуждение;

Длительную потерю аппетита;

Состояние бессилия, ежедневная усталость;

Чувство стыда, озабоченности, вины;

Снижение способности концентрироваться и мыслить (ребенок часто рассеян, ему сложно сосредоточится);

Перемены в поведении (не желание общаться).

Признаки депрессии у ребенка

С психоаналитической точки зрения признаком депрессии выступает нарушение регуляции . Депрессия зачастую развивается у детских личностей с неустойчивой . Основой для развития выступает отсутствие принятия, а также эмоционального понимания с материнской стороны.

Признаком депрессивного состояния выступает снижение мышления и неспособность выполнять дома учебные задания. Школьники испытывают ощущение заржавленности, заторможенности психических процессов.

Врачами безуспешно делались многократные попытки выяснить, какой именно из компонентов симптомокомплекса: интеллектуальная задержка, или психомоторная заторможенность выступает первичным и лежит в основе заболевания. Постоянной составляющей депрессивного настроения выступает тревога различной интенсивности: от беспокойства в легкой степени до неуверенности и напряженности выраженной ажитации.

Депрессивное настроение, является сложным образованием: заболевший испытывает беспомощность, подавленность, безнадежность, явную или скрытую тревогу, отчаяние, внутреннее напряжение, неуверенность, утрату интересов, бесчувствие.

Когда настроение в норме, то оно складывается из нескольких, а иногда из разнонаправленных эмоций. У здоровой личности настроение является результатом множества воздействий, а также причин: ощущение бодрости и усталости, физического здоровья или недомогания, приятных и печальных событий. У здоровых людей настроение в той или иной мере подвергается внешним влияниям: оно улучшается при хороших известиях и портится при неприятных событиях, а болезненно измененное депрессивное настроение определяется интенсивными, длительными .

На сегодняшний день , являясь серьезной проблемой здоровья, зачастую остается без родительского и врачебного внимания. Это заболевание причиняет страдание и боль не только тем, кто болен, но и родителям. К сожалению, большинство родителей еще рассматривают депрессию у детей и подростков как проявление слабости.

Депрессия у ребенка - как помочь? Уточнение диагноза обязательно включает консультацию психиатра. В школах работают психологи и при необходимости можно к ним обратиться за советом. Школьный психолог поможет избежать развития тяжелой симптоматики и даст возможность выговориться школьнику о наболевшем.

В первую очередь следует с ребенком разговаривать, интересоваться его жизнью, проблемами в школе;

Необходимо интересоваться, чем их чадо занимается после школы, какие у него друзья;

Нужно обращать внимание, сколько времени ребенок никакими делами не занимается. У одних детей – это лень, но ленивого ребенка, возможно, подкупить подарками и заставить что-то делать, а ребенка с депрессией ничего не радует и не интересует: ни поощрения, ни подарки.

Лечение депрессии у ребенка

Из депрессивного состояния сам ребенок не способен выйти, поэтому задачей взрослых является своевременное обращение за медицинской помощью. Тяжелые случаи с высказыванием суицидальных мыслей, а также наличие конкретного плана ухода из жизни является показаниями к лечению в стационаре: в отделении пограничных состояний.

Легкие формы заболевания лечатся в домашних условиях. На протяжении всего курса лечения ребенок может жить обычной жизнью: заниматься домашней работой, ходить в школу, в магазин за покупками.

Из медицинских препаратов в педиатрической практике хорошо себя зарекомендовал Адаптол. Это лекарство хорошо переносится, не вызывает сонливости, не имеет побочных действий. Адаптол улучшает настроение, нормализует сон, вырабатывает устойчивость к психо-эмоциональным нагрузкам, снимает соматические проявления - боль, нормализует температуру.

Что делать, если у ребенка депрессия? В лечении легких форм депрессии можно применять гомеопатический препарат - Тенотен, снижающий чувство тревоги, улучшающий сон, нормализующий аппетит, способствующий нормализации памяти, улучшению концентрации внимания. В тяжелых случаях назначают антидепрессанты, которые применяются под контролем врача.

Однако никакое лечение депрессии не будет эффективным без позитивных изменений в семье. Родителям необходимо принять ребенка: его стремления и нужды, а также помочь , развить способности выражать чувства, научить шаг за шагом справляться с трудностями, проблемами и конструктивно влиять на сложившуюся ситуацию. В профилактических целях ребенок как можно чаще должен пребывать на свежем воздухе, не переутомляться и своевременно отдыхать.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о наличии депрессии у ребенка обязательно проконсультируйтесь с врачом!

На чтение 6 мин. Просмотров 1.1k. Опубликовано 08.09.2018

Принято считать, что депрессивное состояние – удел взрослых. Но современный ребенок живет в постоянном информационном потоке, нередко испытывает стресс, особенно это актуально для младших школьников и подростков. Сегодня мы поговорим, почему возникает депрессия у детей, как своевременно распознать тревожные признаки, и что нужно делать в подобных ситуациях.

Депрессия у детей до 3 лет

Детская депрессия не всегда возникает по вине родителей, психоэмоциональные патологии стремительно молодеют, поэтому вырастить ребенка с абсолютно здоровой нервной системой и психикой практически невозможно.

Проблема может возникнуть в любом возрасте, нередко патологию диагностируют у малышей до 3 лет, но чаще всего депрессивные состояния проявляются у младших школьников и подростков.

Причины психоэмоциональных нарушений у маленьких детей:

  • гипоксия и асфиксия, внутриутробные инфекционные патологии, тяжелые роды;
  • тяжелые заболевания в раннем возрасте;
  • генетический фактор психоэмоциональные нарушения передаются по наследству практически всегда;
  • потеря ощущения безопасности и защищенности при разрыве эмоциональной связи с мамой;
  • агрессия, насилие в семье, наличие у родителей алкогольной зависимости – страх громких звуков имеет врожденный характер, поэтому постоянные скандалы негативно отражаются на физическом, умственном и эмоциональном развитии малыша.

У малышей депрессия проявляется в виде плохого аппетита, частых приступах рвоты, малыш плохо или совсем не набирает вес, наблюдается заторможенность, повышенная возбудимость

Если ваш ребенок часто болеет, вы бесконечно ходите по разным врачам, а толку ноль, то причины, скорее всего, кроются в проблемах с психикой и нервной системой.

Депрессия дошкольников – причины и симптомы

По мере взросления ребенка усложняется его психика, на ее нормальное функционирование влияет множество факторов – атмосфера в семье, первый опыт социализации, стремительное развитие речи и мышления.

В 3-6 лет депрессивные состояния проявляются не только через соматические признаки, но и наблюдаются перепады настроения, ребенок еще не может понять, что с ним происходит, но внимательные родители заметят нарушения.

Симптомы депрессии у дошкольников:

  • вялость, апатия, ребенок не проявляет интерес к играм и любимым занятиям;
  • стремление побыть в одиночестве;
  • ребенок часто жалуется на скуку, плачет без видимых причин;
  • появляются различные страхи и фобии;
  • мимика становится скупой, голос тихим, малыш ходит сгорбившись.

Из соматических проявлений чаще всего возникают диспепсические расстройства – диарея, запор, тошнота, боль в животе, наблюдается беспричинное повышение температуры, ломота в мышцах, головная боль.

Депрессивные состояния у младших школьников

Когда ребенок поступает в школу, у него увеличиваются социальные и учебные нагрузки, нужно учиться правильно вести себя со сверстниками и учителями, правильно ставить цели, уметь планировать время и соблюдать правила. При этом психика еще сформирована не до конца, усталость и постоянное напряжение негативно влияют на эмоциональное состояние.


К основным причинам депрессии, биологическим и семейным, добавляются проблемы и конфликты с одноклассниками и педагогами, учебные нагрузки, в возрасте 7-12 лет происходит очередной этап становления личности, ребенок пытается быть взрослым и самостоятельным, но получается это не всегда, что и провоцирует развитие психоэмоциональных нарушений.

Но есть и небольшие плюсы, в этом возрасте дети уже могут объяснить словами свои чувства, они начинают жаловаться на грусть, тоску, апатию, бесконечную усталость.

Дети до 10-12 лет не умеют описывать и понимать собственное настроение, что значительно затрудняет диагностику в раннем возрасте. У дошкольников и младших школьников психоэмоциональные нарушения проявляются в виде соматических симптомов, физических недомоганий.

Симптомы депрессии у младших школьников:

  • снижение или полное отсутствие интереса к учебе, хобби, развлечениям;
  • избегание контактов со сверстниками, родителями;
  • ребенок остро реагирует на любые замечания, критику;
  • рассеянность, ухудшение памяти и внимания – все это негативно отражается на учебе, что только усугубляет ситуацию;
  • необоснованные приступы гнева, вспыльчивость, раздражительность – эти симптомы появляются в 10-12 лет.

Депрессию сопровождают и физические патологии – сердечная и головная боль, дискомфорт в желудке, нередко в этом возрасте развивается вегетососудистая дистония.

Подростковая депрессия

Пубертатный возраст – «чудная» пора, как для родителей, так и для подростков. Гормональный всплеск усугубляет все психоэмоциональные проблемы. После 12 лет развиваются скрытые депрессии, поскольку ребенок становится замкнутым, нередко прибегает для успокоения к алкоголю, наркотическим веществам, начинает курить.

Причины депрессии:

  • неудачи в отношении с противоположным полом;
  • частые конфликты с ровесниками, поскольку подростки постоянно пытаются доказать, что они лидеры;
  • внутренние конфликты и противоречия;
  • неудовлетворенность собственной внешностью;
  • увлечение компьютерными играми, поток ненужной информации из интернета;
  • увеличиваются нагрузки в школе, все чаше встает вопрос и будущей профессии.

Среди причин развития депрессивных состояний у подростков семейные проблемы отходят на второй план, лидирующие позиции занимают взаимоотношения с ровесниками – авторитет сверстников намного превышает родительский.

Проявление психоэмоциональных расстройств во многом схожи с симптомами депрессии у младших школьников, но перепады настроения, появляются чаще, нередко добавляются мысли о смерти и попытки суицида.

Методы лечения

Самостоятельно справиться детской или подростковой депрессией невозможно, не стесняйтесь обратиться за помощью к детскому невропатологу, психологу или психотерапевту – последствия запущенных депрессивных состояний намного страшнее, чем визит к специалисту.

Лечение проводят только комплексное, с учетом возраста пациента, степени тяжести патологии.

Как лечить депрессию

  1. Медикаментозная терапия. Не пытайтесь подобрать лекарства самостоятельно по совету родственников и знакомых, список антидепрессантов велик, все препараты имеют противопоказания, побочные эффекты, нередко вызывают привыкание. Поэтому назначать их должен только врач.
  2. Рефлексотерапия, физиотерапия – эти методы считаются вспомогательными, но на ранних этапах развития депрессивных состояний неплохо помогают.
  3. Психотерапия. Сеансы проводят с детьми старше 3 лет, для подростков этот метод лечения очень важен. Существует множество современных видов коррекции психоэмоциональных нарушений – арт-терапия, лечение цветом и музыкой, танцевальная терапия, медитация, к гипнозу специалисты прибегают в крайних случаях.

Чтобы лечение было успешным, нужно нормализовать режим дня – ребенок должен высыпаться, правильно и сбалансировано питаться, больше двигаться. В корректной форме вам нужно ограничить времяпровождение в социальных сетях, компьютерных играх.

Проявляйте искренний интерес к влечениям ребенка – что читает, слушает, смотрит, и не спешите критиковать, у каждого поколения свои кумиры, с этим нужно смириться и попытаться понять.

Умейте идти на компромиссы, учитывайте мнение ребенка, не впадайте в истерику, если подросток решил стать актером или музыкантом, а не получить престижную и нужную, с вашей точки зрения, профессию.

Заключение

Быть родителями – тяжелый, круглосуточный труд, дети практически постоянно выходят из одного возрастного кризиса, чтобы погрузиться в другой сложный период. Любовь, внимание, умеренная забота, хорошие отношения в семье, совместные прогулки и отдых – все это поможет вам легче перенести или вовсе избежать депрессивных состояний у ребенка, и сохранить собственные нервы.

Расскажите в комментариях, приходилось ли вам сталкиваться с детской или подростковой депрессией, что помогло вам справиться с неприятной проблемой.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «api-clinic.ru» — Центр естественной медицины