Сообщение как человек использует воздух. Как используют свойства воздуха? Примеси воздуха: Микробы, Пыль, Вирусы

Уже многие миллиарды лет наша Земля, окружённая слоем воздуха, совершает свой бесконечный бег вокруг Солнца.

Этот слой воздуха называется атмосферой. Его толщина достигает 300 км. Атмосфера как прозрачное, невидимое покрывало, окутывает нашу Землю. А что такое воздух, каковы его свойства и роль в жизни на Земле?

Где находится воздух и зачем он нам нужен

Воздух заполняет все свободные места, и даже самые маленькие щели.

Прозрачный стакан только кажется пустым. Попробуйте, медленно наклоняя его, погружать в воду. По мере заполнения стакана водой, из него крупными пузырями будет выходить воздух.

Какова же роль воздуха в жизни на нашей планете:

  • Без воздуха жизнь на Земле была бы невозможна. Без пищи человек может продержаться несколько недель, без воды – несколько дней, а без воздуха всего несколько минут. Попробуйте перестать дышать на какое-то время. Уже через несколько секунд вы почувствуете, как нуждаетесь в глубоком вдохе. Точно также воздух необходим и животным.
  • А ещё воздух помогает нам общаться. Издаваемые звуки приводят в колебание воздух. Рождающиеся звуковые волны заставляют колебаться барабанную перепонку в ушах. Колебания передаются в головной мозг, который воспринимает их как звук. На Луне нет атмосферы, поэтому там царит абсолютная тишина. А общаться можно только с помощью специальных устройств или жестами.
  • В огромном воздушном океане рождаются ветры и облака, грозы и полярные сияния. Он оберегает нас от метеоритов, опасного ультрафиолетового и теплового излучения, исходящего от Солнца. Благодаря этой воздушной «шубе», не страшен Земле и космический холод.
  • Благодаря воздуху небо бороздят самолёты, вертолёты, висят громадные дирижабли. В голубом небе совершают свой полёт птичьи стаи, неподвижно парят громадные птицы - охотники. Подъёмная сила, удерживающая их в полёте, возникает за счёт обтекания воздухом изогнутых поверхностей их крыльев.

  • Рыбы, благодаря жабрам, умеют дышать воздухом, содержащимся в воде.

Воздушный океан, окружающий нашу планету, удерживается силами земного тяготения. Если бы Земля потеряла свою воздушную оболочку, то превратилась бы в безжизненную, лишенную растительности, пустыню.

Из чего состоит воздух

Только два века назад учёные узнали, что воздух - это смесь из нескольких газов: азота, кислорода и углекислого газа. Атмосфера есть и у других планет: , и у огромных планет-гигантов. Марс и Венера во многом похожи на Землю, однако жизни на них нет, поскольку другой состав атмосферы.

Наиболее важен для дыхания кислород. Без него мы не можем получить из пищи необходимую для жизни энергию. При физической работе и занятиях спортом мы дышим глубже и чаще, чтобы восполнить затрачиваемую для этой деятельности энергию.

Есть простой опыт, который позволяет получить кислород даже дома. В пробирку насыпаем обычной марганцовки (примерно 1/4). Закрепляем в вертикальном положении над огнём газовой конфорки или спиртовки. Выдерживаем 1-2 минуты и подносим к её открытому концу тлеющую лучину. Лучина ярко вспыхивает. Выделяющийся при нагревании газ поддерживает горение он и называется кислородом.

А в следующем опыте мы получим углекислый газ, который не поддерживает горение. Две свечки разной высоты устанавливаем в коробочку с раствором лимонной кислоты (уксуса). Зажигаем их. Затем в раствор аккуратно добавляем соду. Происходит достаточно бурная реакция. Свечи поочередно гаснут. Вначале маленькая, затем более высокая. Более низкая свечка погасла первой, значит, углекислый газ тяжелее кислорода и он скапливается внизу.

С поверхности всех водоёмов, почвы и растительности происходит постоянное испарение воды. Поэтому в воздухе всегда содержаться водяные пары. От их количества зависит влажность воздушных масс, формирование облаков и дождевых туч.

Каковы свойства воздуха?

Ответить на этот вопрос нам помогут следующие рассуждения:

  • Имеет ли воздух цвет? Нет, воздух прозрачен. Если бы он имел цвет, то окрашивал бы окружающие растения и предметы.
  • Почему же небо голубое? Дело в том, что солнечный свет состоит из 7 цветов как в радуге. Проходя через атмосферу, голубой цвет усиливается. Его - то мы и видим.
  • Если взять 2 резиновых шарика и надуть их (до одинаковых размеров), они примут круглую форму. Значит, давление вдуваемого воздуха передалось по всем направлениям одинаково.

  • А теперь поместите один из надутых шариков в холодильник, а другой в ведро с тёплой водой. Через 10-15 минут охлаждённый шарик уменьшится в размерах, а нагретый - увеличится. Следовательно, воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.
  • Если у вас дома найдется шприц без иголки, зажмите его носик пальцем, и попробуйте поршнем сжимать воздух в шприце. Объем воздуха заметно уменьшится. Отпустите поршень - объем воздуха станет прежним. Следовательно, воздух упруг.

  • В морозную погоду люди надевают шубы и тёплые пальто, а птицы взъерошивают свои перья, чтобы задержать воздух между ворсинками и перышками. Потому что воздух - плохой проводник тепла. Поэтому растения, под снежным одеялом, не замерзают даже в сильные холода.

Все эти замечательные свойства воздуха человек научился использовать в повседневной жизни. Вспомним упругие шины автомобилей и велосипеда, насосы и многие другие изобретения человечества. Воздух заставляет мчаться по волнам лёгкие яхты и огромные парусные корабли, вращает крылья ветряных мельниц, а своей заставляет подпрыгивать мяч.

Где самый чистый и полезный воздух

Для нашего дыхания нужен чистый воздух с достаточным содержанием кислорода. Но в городах, где все дороги забиты автомобилями, воздух загрязнен их выхлопными газами. Добавляют загрязнения и выбросы из заводских труб. Иногда они образуют вредный смог, который как тучи нависает над городом, мешая дышать.

Зато в лесах и парках дышится очень легко, потому что наши зелёные помощники поглощают вредный углекислый газ, а выделяют кислород. Вырабатывают кислород и морские водоросли, поэтому воздух на морском побережье так целебен.

Но сейчас люди стараются уменьшить вредные выбросы в атмосферу. Создаются автомобильные двигатели, работающие на электрической и даже солнечной энергии. Вместо дымящих труб тепловых строят атомные и солнечные электростанции.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

Воздух необходим всем живым существам для дыхания и создания органических веществ, также он защищает Землю от космической радиации. Благодаря ветру, влага и тепло разносятся по всей поверхности планеты, и если бы не было ветра, суша превратилась бы в безжизненную пустыню. Но на этом польза воздуха не заканчивается, многие просто не знают, как человек использует свойства воздуха, а между тем, он проник во многие сферы человеческой жизни.

Использование свойств воздуха человеком

Ещё в древности люди изобрели парус для путешествий по океану и ветряное колесо, которое помогало в работе по хозяйству. Но оно не потеряло своей актуальности и в наше время. Теперь его используют в ветряных электростанциях, что является самым чистым способом получения электричества, поскольку окружающая среда при этом не загрязняется.

Не смотря на то, что воздух очень лёгкий, он тоже имеет вес, который может вытолкнуть более легкие предметы и газы. Благодаря этому его свойству, люди выпускают шар-зонд, заполненный водородом, который несёт на себе приборы, сообщающие о погоде в верхних слоях атмосферы. Воздух, как и вода, имеет свойство расширяться при нагревании. От чего он становится легче и поднимается вверх. Именно это его свойство использовали первые воздухоплаватели, летавшие на воздушных шарах, которые заполнялись, горячим воздухом.

Воздух менее плотный, нежели вода. Но при развитии большой скорости, на него можно опереться. Открытие данного свойства позволило создать самолёты и вертолёты, которые надежнее летательных шаров. Именно за счет малой плотности воздуха, человек имеет возможность перемещаться по нему во много раз быстрее. В связи с тем, что воздух обладает низкой плотностью, он плохо проводит тепло. Благодаря этому, человек, надевает теплые вещи, тем самым окружая себя воздушной оболочкой и ему не холодно, также как и нахохлившимся птицам и зверям. Теперь вы знаете, как используют свойства воздуха, и непременно воспользуетесь его благами в собственных целях. А если вы хотите ознакомиться с ними более подробно, то по ссылке можно прочить статью - «

Отгадайте загадку:

Он прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

- Пытаются отгадать, отгадывают. Это воздух.

Правильно. А что мы знаем о воздухе?

1. О каких свойствах воздуха говорится в загадке? (Прозрачный, невидим, легкий, бесцветный газ) – первая строка левой части таблицы - СЛАЙД

2. Каким образом можно доказать, что воздух не пустое место? (Помахать руками перед лицом) И что мы почувствуем? (Прикосновение, хотя веер лица не касался. Значит, между веером и нами есть воздух)

3. Как называется воздушная оболочка Земли? (Атмосфера) – вторая строка левой части таблицы - СЛАЙД

4. Какую роль играет атмосфера на нашей планете? (Защищает от перегрева, переохлаждения, падения метеоритов, космических лучей) - третья строка левой части таблицы – СЛАЙД

5. Сможет ли человек прожить без воздуха? (Нет, воздух необходим для дыхания) - четвертая строка левой части таблицы – СЛАЙД

Итак, вот как много мы знаем о воздухе! – СЛАЙД

А сегодня мы познакомимся с воздухом-незнакомцем…

- Заинтересованно: А что это значит? - И проч .

Удивились? Хотите докажу, что воздух до конца вам не знаком?

Соглашаются.

Ну вот, например, вопрос – какие еще есть у воздуха свойства? Или – Как человек использует эти свойства помимо дыхания?...

Не знаем.

Это и станет темой сегодняшнего урока: КАК ЧЕЛОВЕК ИСПОЛЬЗУЕТ СВОЙСТВА ВОЗДУХА. – правая часть таблицы «Хотим узнать» - СЛАЙД

Начнем…

По ходу урока мы будем заполнять схему – «скелет рыбы», - которая напечатана на листах у вас на столе. А первая парта – имена ребят – будут заполнять схему прямо на компьютере.

Голова нашего скелета – наша сегодняшняя тема. Как она звучит? Записываем в верхний треугольник.

- Записывают шапку: Как человек использует свойства воздуха.

На левых веточках мы будем записывать свойства воздуха, на правых – методы использования этих свойств человеком.

Прозрачную стеклянную бутылочку со вставной трубкой опустим в горячую воду (бутылка может заранее находится в горячей воде) и через 1-2 минуты быстро вынем и опустим трубочкой вниз в стакан с подкрашенной водой. Образуется цветной фонтанчик.

Подумайте – почему образуется фонтанчик?

Объясняю: когда мы опустили бутылочку в горячую воду, воздух в ней нагрелся, расширился и вышел из нее – в бутылке образовалось разряженное пространство – и вода стала поступать внутрь.

Итак, какое свойство воздуха мы наблюдали в этом опыте? (Воздух при нагревании расширяется)

Подобное явление мы часто наблюдаем в жизни. Например, костер. (Над костром тепло, рядом с ним не так – это потому, что теплый воздух, т.к. он легче, поднимается вверх, а холодный – опускается вниз.

А где может быть использовано это свойство? (Полет на воздушном шаре)

Заполните схему: свойство – воздух расширяется при нагревании – и где человек использует это свойство.

- Заполняют верхние веточки «скелета».

О каком природном явлении идет речь в загадке?

Пыль поднимает,

Людей с ног сбивает.

Слышишь его,

Да не видишь его.

Что это такое? (Ветер)

Ветер – это ни что иное, как движение воздуха.

Давайте узнаем, как возникает ветер. – Просмотр видеосюжета.

Участки земной поверхности нагреваются солнцем по-разному, поэтом и воздух нагревается неравномерно. В жарком поясе (на Экваторе), где поверхность Земли нагревается быстро, воздух становится легким и поднимается вверх. Постепенно он перемещается к Северному и Южному холодным полюсам. Достигнув широт умеренного пояса, он охлаждается и опускается вниз. Т.Е. ветер дует от менее нагретого участка к более нагретому.

Что происходит с воздушными массами благодаря ветру? (Ветер переносит тепло и влагу по всей поверхности Земли. Без ветра вся суша превратилась бы в пустыню)

Подумайте, как человек заставляет ветер помогать себе?

Ответы: ветряные мельницы, двигатели и электростанции, ветер надувает паруса кораблей.

Записываем свойство – движение воздуха – ветер – и как человек использует это свойство.

Плотность воды – 1000 кг/куб.м

Плотность воздуха – 1,29 кг/куб.м

Что плотнее - воздух или вода?

Можно ли опереться на воду? Казалось бы, нет. НО водному лыжнику это удается… т.к. он развивает достаточную для этого скорость.

А можно опереться на воздух?

Нет.

А если так же, как и в случае с водой, развить достаточную для этого скорость?... Оказывается и это можно. При каких обстоятельствах?

Самолеты и вертолеты.

Записываем: свойство воздуха – какое? – и как человек это свойство использует.

- Самостоятельно формулируют и записывают.

А вот теперь поразмышляйте вот над чем: какие варежки теплей – матерчатые или пуховые? Почему звери и птицы (да и люди) надевают к зиме теплые пушистые шубки? Ну или – зачем снегом укрывают кусты, грядки, поля?

- Рассуждают вслух.

Учебник – стр.26 (2 абзац)…

- Формулируют вместе – воздух обладает еще одним свойством – сохранять тепло, не пропускать холод.

Ищем в тексте – где человек использует это свойство? (рамы в окне, термос, теплые шерстяные вещи) – Заполняем четвертый уровень нашего «скелета».

Заполняют.

Чтобы познакомиться с еще одним свойством воздуха, проведем опыт, который нам предложили в 3-ем задании, стр.26.

Какой вывод? (стр.27)

Как называется это свойство? (Упругость)

Где человек его использует? (Автомобильные шины, мячи, надувные матрацы)

Заполняем пятый уровень «скелета».

Какой вывод можно сделать после заполнения всей схемы?

Люди научились использовать свойства воздуха. Воздух играет большую роль в жизни человека и других организмов.

Запишем это в нижний треугольник – основании нашего «скелета».

Записывают.

Теперь посмотрим, что получилось у первой парты, которая работала с компьютером. – через проектор выводится заполненная ребятами схема – проверка.

Все правильно – у остальных должно быть заполнено точно так же. Эти схемы мы вклеим потом в тетрадь.

Мы с вами увидели, что воздух обладает очень важными свойствами, необходимыми человеку, всем живым организмам, всей нашей планете.

Давайте попробуем вместе составить известный нам уже синквейн на эту тему. Пример:

Воздух.

Невидимый, полезный.

Перемещается, расширяется, греет.

Очень интересная и полезная информация.

Жизнь.

Что ж, урок подошел к концу. Спасибо вам ребята, было очень приятно с вами работать. До свидания.

Мы привели основную информацию о воздухе, а в этой знакомим вас с основными способами его применения - хотя большинство из них вам знакомы, нам показалось важным обобщить эту информацию. Также вы узнаете несколько интересных фактов о воздухе - например, где он самый чистый в мире и сколько его нужно человеку в сутки.

Воздух - необходимая среда для дыхания всех живых организмов на Земле. С ним все живые клетки получают кислород. В свою очередь, он обеспечивает процессы окисления, снабжающие организм необходимой энергией. Кроме этого, он находит широчайшее применение в самых разных областях деятельности.

Основные способы применения воздуха:

В химпроме из воздуха извлекают инертные газы, с помощью воздуха синтезируют кислоты и оксиды.
В нефтехимии все трубопроводы продуваются воздухом перед первым пуском.
В промышленном производстве применяется для повышения температуры технологических процессов.
Все процессы и механизмы, связанные со сгоранием топлива, основаны на потреблении воздуха. Воздух необходим для получения тепла, для работы двигателей внутреннего сгорания.
В пищепроме воздух нужен для обеспечения процессов брожения, ферментации и т. п.
В лабораториях используют сухо-воздушную стерилизацию посуды , инструментов и оборудования.
В лакокрасочной индустрии используют ускоренную сушку с помощью сжатого воздуха.
Воздух под давлением закачивается в автомобильные и другие виды шин.
С помощью сжатого воздуха моют машины, очищают оборудование, помещения, одежду от пыли и стружек в деревообработке; чистят инструмент.
Сжатый воздух используют в отбойных молотках, пневматических строительных пистолетах, шурупо- и гайковертах, пневматических дрелях, в пульверизаторах; в пневматическом оружии.
Сжатый воздух применяют в стоматологии, для продувки оборудования различного назначения (трубопроводов, котельных, компьютеров и т.п.).

- Воздух только на одну пятую состоит из кислорода, нужного нам для жизни, и может показаться, что было бы лучше, если бы азота в нем было меньше, а полезного кислорода больше. Это не так. Основная биологическая роль азота в воздухе - быть разбавителем кислорода. В чистом кислороде в нормальных условиях жизнь невозможна. Дыхание чистым кислородом с содержанием выше 93% при нормальном давлении смертельно.

После того, как ученые поняли, что воздух - не эфемерная сущность, а материальная смесь газов, обладающая определенными физическими свойствами, стало ясно, что именно перемещение масс воздуха отвечает за погоду и различные природные явления: ветры, циклоны, торнадо, смерчи, пассаты, грозы, снегопады и т.д. Можно считать, что тогда и начала свою историю метеорология - наука о погоде.

Считается, что самый чистый воздух - на острове Тасмания.

На большой глубине и на большой высоте воздух влияет на человека не так, как примерно на уровне моря. На глубине, при повышенном давлении азот в воздушной смеси начинает оказывать наркотическое воздействие, вызывая чувство эйфории, неадекватное поведение, головокружение, потерю контроля над своими действиями и ситуацией.

На высоте давление воздуха падает, поэтому при вдохе человек получает меньше кислорода. У него появляются симптомы кислородного голодания: чувство невесомости, головные боли, повышенная утомляемость, сонливость, трудности с дыханием.

Многие люди думают, что воздух не имеет веса. Это не так: один кубометр воздуха, при стандартном давлении и высоте примерно на уровне моря, составляет 1,225 кг.

Для дыхания человеку в среднем нужно около 20 килограммов воздуха в сутки, 15-16 кубометров. Чтобы понять, сколько это, можно представить себе куб со стороной примерно 2,5 м. При этом четверть этого объема потребляется мозгом.

Многие думают, что уличный воздух грязнее домашнего, так как на улице пыль, мусор, выхлопные газы и газы, выбрасываемые промышленными предприятиями. На самом деле исследователи выяснили, что воздух в квартире примерно в 25 раз грязнее уличного. К тому же если не проветривать, в воздухе помещения уменьшается процент кислорода и увеличивается процент углекислого газа, что плохо сказывается на самочувствии. Так что проветривайте дома и на работе почаще!

Напоминаем, что в магазине «ПрайКемикалсГрупп» можно купить как термометры для измерения температуры воздуха, так и гигрометры для измерения его влажности . У нас есть доставка, а цены вполне демократичные.

Тема: « Воздух. Как человек использует свойства воздуха»

Цель: сформировать понятие о воздухе и его свойствах; узнать, как человек

использует свойства воздуха в своей деятельности, совершенствовать

навык работы с книгой, прививать интерес к предмету.

Оборудование: иллюстрации о способах использования свойств воздуха человеком, шприц, веер, колба с трубкой, учебник.

ХОД УРОКА.

1. Орг.момент.

2. Проверка домашнего задания.

- Кто или что дует в свисток вскипевшего чайника?

Почему закрытую банку со сгущённым молоком нельзя долго нагревать на огне?

Расскажите о свойствах воды?

3. Сообщение темы и цели урока.

А сегодня мы поговорим о воздухе, об его свойствах, о том из чего состоит воздух и как человек использует в своей деятельности состав и свойства воздуха.

Давайте послушаем барона Мюнхгаузена и ответим на его вопрос: « А может ли такое быть?»

« Как - раз во время похода я оказался посреди большого болота. Запах был ужасный, дышать было просто невозможно. Тогда я завязал свой рот и нос плотной тканью, через которую совсем не проходил воздух. Целых четыре часа я ехал по болоту и не чувствовал никаких запахов. Зато уж пот ом в лесу отдышался.»

/ версии учащихся/

Отгадайте загадку:

« Есть невидимка: в дом не просится, а прежде людей бежит, торопится.»

Как назвали воздух в загадке? Почему?

Как можно доказать, что воздух не пустое место? Давайте попробуем доказать это вместе с вами. Перед вами следующие предметы: веер, полиэтиленовый пакет, шприц.

-Помашите перед собой веером. Что вы чувствуете?

Наполните полиэтиленовый мешок воздухом, завяжите и попробуйте смять. Что из этого вышло, почему?

Наполните шприц без иглы воздухом. Зажмите пальцем входное отверстие. Попробуйте передвинуть поршень. Что из этого вышло, почему?

Наполните рот воздухом и, сомкнув губы, нажмите пальцами. Что вы заметили?

Да и человек без воздуха может прожить самое большое 5 минут. Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом - воздухом. Воздух есть везде - на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью наших органов чувств.

Слой воздуха, окружающий нас и нашу планету, называется атмосферой.

Атмосфера - это гигантская воздушная оболочка, которая простирается вверх на сотни километров. Толщина атмосферы в разных частях планеты неодинакова. Атмосфера защищает землю от избытка тепла и холода, от излишней солнечной радиации. Если бы вдруг она исчезла, то вода и другие жидкости на Земле мгновенно закипели бы, а лучи солнца сожгли бы всё живое.

- работа с учебником /чтение текста/

А теперь ещё раз послушаем барона Мюнхгаузена и ответим на его вопрос: «А может ли такое быть?»

«Однажды мы плыли по океану на парусном корабле. Стояла тихая безветренная погода, и наш замечательный корабль на всех парусах летел к далёким таинственным берегам»

/ версии ответов детей /

Прочитайте загадки:

« Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица»

«Пыль поднимает, людей с ног сбивает, слышишь его, да не видишь его.»

« Фырчит, рычит, ветки ломает.»

О чём идёт речь?

- работа с учебником./ чтение текста/

Причина образования ветра - различное давление воздушного столба над участками Земли. Ветер дует из области высокого давления в область низкого давления. В атмосфере зарождаются ветры, которые переносят и распределяют тепло и влагу по поверхности Земли. Без ветра не было бы круговорота воды, реки перестали бы течь, а вся суша превратилась бы в пустыню. С давних пор люди использовали силу ветра для путешествий по морю и для работы по хозяйству. Ветряные электростанции- самый « чистый» способ получения электричества: окружающая природа при этом не загрязняется. Метеорологи используют приборы для измерения силы и направления ветра.

ФИЗМИНУТКА.

Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише, деревцо всё выше, выше.

Послушайте стихотворение « Воздух»

Он прозрачный невидимка, лёгкий и бесцветный газ. Невесомою косынкой он окутывает нас. Он в лесу - густой, душистый, как целительный настой. Пахнет свежестью смолистой, пахнет дубом и сосной. Летом он бывает тёплым, веет холодом зимой, Когда иней красит стёкла и лежит на них каймой. Мы его не замечаем, мы о нём не говорим. Просто так его вдыхаем-ведь он нам необходим.

В этом стихотворении говорится о составе воздуха и о некоторых его свойствах.

Первыми стали изучать состав воздуха и его свойства Джозеф Пристли и Антуан Лавуазье.

Всего лишь два века назад учёные узнали, что воздух-смесь многих газов, а в основном азота - 78%, кислорода - 21% и углекислого газа -1 %.

Где же применяет человек составные части воздуха? Об этом вам расскажут ребята.

АЗОТ.

Жидкий азот образуется при температуре 196 градусов Цельсия, его используют в медицине. На химических заводах из азота воздуха делают удобрения для растений.

КИСЛОРОД.

Чистый кислород используют для дыхания больных. Им же наполняют акваланги - аппараты для подводного дыхания. Жидкий кислород применяют также для окисления топлива космических кораблей, ведь без кислорода невозможно не только дыхание, но и горение.

УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ.

Углекислый газ, охлаждённый до твёрдого состояния, используют для замораживания продуктов и называют искусственным, или сухим, льдом: он тает при температуре - 78 градусов.

Работа с учебником / чтение текста/ Какими свойствами обладает воздух?

Возьмите в руки листок бумаги и попытайтесь через него разглядеть окружающие вас предметы. Что заметили? А теперь посмотрите в окно и расскажите, что вы видите за окном. Почему это возможно?

Вывод: газы, составляющие воздух прозрачны. Поэтому воздух тоже прозрачен.

Назовите ваш любимый цвет. Можно ли сказать, что воздух красный, синий, фиолетовый? Какого цвета воздух?

Вывод: газы, составляющие воздух, бесцветны. Поэтому воздух бесцветен.

Воздух не имеет запаха.

Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному?

В столовой, в аптеке, в парикмахерской частицы веществ смешиваются с частицами

воздуха, и мы ощущаем разные запахи. Но чистый воздух запаха не имеет.

При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.

Чтобы убедиться в этом, надо проделать опыт.

Опыт 1.

Возьмём колбу с трубкой. Опустим трубку в воду. Заметим, что вода не входит в трубку - её « не пускает» воздух. Будем нагревать колбу. Вскоре мы увидим, что из трубки стали выходить пузырьки воздуха. Этот опыт показывает, что воздух при нагревании расширяется.

Опыт 2.

Положим на колбу холодную влажную тряпку. Мы увидим, что вода будет подниматься по трубочке. Воздух как бы уступает воде часть своего места. Это происходит потому, что при охлаждении воздух сжимается.

Узнав об этом свойстве воздуха, люди стали использовать его в воздухоплавании.

Первые воздухоплаватели летали на воздушных шарах, заполненных горячим воздухом. Чтобы он не остыл, во время полёта его приходилось подогревать газовой горелкой. Для снижения горелку выключали.

Работа с учебником / чтение текста/

Воздух обладает низкой плотностью, поэтому плохо проводит тепло. Обратите внимание на цифры:

ПЛОТНОСТЬ ВОЗДУХА 1,29 КГ/КУБ. М.

ПЛОТНОСТЬ ВОДЫ 1000 КГ/КУБ.М.

Что плотнее: воздух или вода? /воздух менее плотный, чем вода/

Можно ли опереться на воду?

- Но водному лыжнику это удаётся сделать, если развить достаточную
скорость.

Можно ли опереться на воздух?

Но если развить большую скорость - оказывается, и на него можно опереться .

Это открытие позволило создать более совершенные летательные аппараты, чем воздушные шары. Именно благодаря малой плотности воздуха по нему можно перемещаться во много раз быстрее.

Работа с учебником /чтение текста/

Зачем птицам перья, зверям шерсть, а нам свитер? Прочитайте следующие утверждения:

- Одежда нагревается от тела.
Одежда нагревает тело.

Какое из этих утверждений неверное?

Благодаря низкой плотности воздух обладает ещё одним замечательным свойством: он плохо проводит тепло. Звери поднимают шерсть, птицы нахохливаются, когда им холодно, а человек надевает мохнатый свитер - всё это для того, чтобы окружить себя воздушной оболочкой, которая плохо проводит тепло. С той же целью в окна вставляют вторые рамы. Стёкла сами по себе не защищают от холода, они лишь удерживают прослойку воздуха.

- работа с учебником / чтение текста/
Воздух обладает упругостью.

Возьмём шприц и поставим его поршень в среднее положение. Крепкозажав пальцем отверстие для иглы, попробуем задвинуть или вытянуть поршень.

Вывод: приложив усилие, воздух можно сжать или растянуть, но он стремится сохранить первоначальный объём. Это свойство называется упругостью .

Автомобильные шины, надувной матрац и футбольный мяч сохраняют упругость накачанного в них воздуха.

- работа с текстом / чтение текста/

4. Итог урока.

О каких свойствах воздуха вы узнали на уроке?

Какие свойства воздуха важны для мяча, одеяла, парашюта?

/ упругость, низкая плотность, умение Давайте попробуем подвести итоги урока.

воздуха расширяться и охлаждаться/

5. Оценки уч-ся.

6. Дом. /задание: с.94- 97.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «api-clinic.ru» — Центр естественной медицины