Когда у детей проявляется шизофрения. Симптомы и лечение шизофрении у детей и подростков

Шизофрения — хроническое психическое заболевание, для которого характерно возникновение отклонений в мышлении, восприятии и эмоциональной сфере.

Основные симптомы и признаки шизофрении у детей — стремление оградиться от людей, равнодушие, скачки настроения, галлюцинации, бред.

Общие сведения

Определение «шизофрения» появилось в 20-м веке и в переводе с греческого означает «расщепление ума» .

Это словосочетание хорошо отображает общую суть заболевания — двойственность разных областей психики человека.

Пик заболеваемости шизофренией у людей разных полов приходится на 20-32 года, но она может проявиться впервые и в детском возрасте. В группе риска находятся подростки, а наименьшее количество случаев шизофрении выявляется в раннем детском возрасте.

Отчасти это связано с тем, что заметить у маленьких детей отклонения и понять, что они не часть нормы, затруднительно. Поэтому шизофрению в детском возрасте нередко выявляют с опозданием .

В отдельных случаях она обнаруживается уже после того, как ребенок совершил что-то плохое из-за нарушений в психике, например шагнул из окна по велению голосов в голове.

Также в группе риска находятся дети, живущие в крупных городах. Чем крупнее город, тем выше вероятность появления шизофрении. Самая низкая вероятность развития заболевания у людей из сельской местности. Причины этого явления до конца не изучены.

Родителям детей, у которых обнаружилась шизофрения, не следует начинать относиться к ним предвзято, настороженно, опираясь на стереотипы, связанные с этим заболеванием.

Дети с шизофренией опасны скорее сами для себя , чем для кого-либо еще, и даже больше, чем другие дети, нуждаются в поддержке, любви и заботе, так как склонны к депрессиям и к суицидальным настроениям.

Порядка 0,5-1% людей в мире больны шизофренией. В детском возрасте это заболевание чаще выявляется у мальчиков, чем у девочек. Это связано с тем, что у женщин в среднем шизофрения дебютирует позднее: после 25-26 лет.

Причины появления

Основные причины развития шизофрении:

Дети, рожденные зимой и весной, заболевают шизофренией чаще.

Симптомы и признаки

Как проявляется недуг у детей? Основные симптомы и проявления шизофрении (их комбинации и выраженность зависят от формы заболевания):

Возрастные особенности симптоматики:

Классификация

Основные разновидности шизофрении:


Также существует шизотипическое расстройство, при котором присутствуют симптомы, частично напоминающие шизофрению, но симптоматика стерта, сглажена, часть характерных шизофренических симптомов отсутствует.

Осложнения

Если лечение заболевания не начнется, ребенок вырастет социально дезадаптированным и не сможет жить полноценно в обществе, может появиться тяга к алкоголю, наркотикам, игромания. Общие симптомы утяжеляются, а контактировать с такими людьми становится затруднительно.

Шизофреники, не получившие лечение, могут стать преступниками, покончить с собой, начать бродяжничать. Продолжительность жизни резко сокращается.

Диагностика

Диагностику шизофрении осуществляет психиатр, который проводит комплексное обследование ребенка, включающее:

  1. Беседы. Доктор разговаривает с родителями, уточняет симптоматику и сроки ее появления, может задать вопросы об особенностях протекания беременности, о том, как ребенок общается с окружающими людьми, какая обстановка царит в семье, есть ли случаи шизофрении у близких родственников. Также беседа проводится с ребенком, которого расспрашивают об увлечениях, об отношении к окружающим.
  2. Наблюдение. В процессе диалога с ребенком доктор подмечает особенности поведения, речи, двигательной активности и делает выводы.
  3. Оценку состояния психики. Существует ряд методик, которые позволяют определить особенности мышления, внимания. Применяются таблицы Шульте, тест Бурдона, определяется коэффициент интеллекта по Равену, оценивается способность ребенка находить сходства и различия понятий.

Лечение

Лечение шизофрении нацелено на смягчение симптоматики , устранение умственной отсталости, коррекцию поведенческих реакций и выведение в ремиссию.

Основные способы лечения:

  1. Медикаменты. Шизофреническую симптоматику купируют нейролептиками (Аминазин, Галоперидол, Эглонил). В случае необходимости доктор назначит дополнительные препараты, например антидепрессанты (Прозак, Золофт), ноотропы (Пирацетам).
  2. Психотерапия и психическая коррекция. Регулярные занятия с психологом и психотерапевтом позволяют улучшить когнитивные функции (прежде всего внимание, мышление, восприятие) и скорректировать отставание в развитии. Также они дают возможность снизить уровень стресса, вовремя выявить депрессивную симптоматику, помогают адаптироваться в обществе.

Родителям, воспитывающим ребенка с шизофренией, важно относиться к нему мягко. Недопустимы конфликты, насилие, игнорирование — это усугубит состояние ребенка и затруднит лечение.

Опытные психиатры и психотерапевты, работающие с ребенком, могут давать рекомендации по взаимодействию с ним, к которым следует прислушиваться.

Реабилитация позволяет восстановить ребенка в обществе, вернуть его в учебные учреждения, если это возможно. Некоторые дети направляются в специализированные учебные учреждения, посещают кружки, секции для детей со схожими отклонениями.

Прогноз и профилактика

Прогноз положительный в следующих случаях:

  • заболевание началось остро;
  • дебют пришелся на подростковый период;
  • высокий интеллектуальный уровень до болезни, большое количество интересов, хорошая успеваемость;
  • финансовая обеспеченность семьи;
  • благоприятная обстановка в семье, наличие поддержки;
  • соблюдение врачебных рекомендаций.

Соответственно, если заболевание дебютировало в раннем возрасте, семья ребенка практически не поддерживает, отсутствует достаточное количество финансов, прогноз будет неблагоприятным.

Наиболее негативный прогноз в тех случаях, когда лечение в принципе отсутствует.

Чтобы снизить вероятность развития шизофрении у ребенка, родителям важно поддерживать в семье доброжелательную атмосферу, избегать конфликтов, решать проблемы конструктивно во время диалога.

Шизофрению полностью излечить нельзя, но вывести ее в стойкую ремиссию вполне возможно, что в большинстве случаев удается сделать.

Чтобы ребенок с шизофренией смог прожить полноценную жизнь, ему важно регулярно проходить осмотры у психиатра и принимать прописанные медикаменты.

Как определить шизофрению у детей? Вы можете узнать об этом из видео:

Убедительно просим не заниматься самолечением. Запишитесь ко врачу!

Одной из довольно серьезных, сложных и опасных болезней, которым подвержены дети, является шизофрения.

Ее опасность состоит в том, что многие родители предпочитают не обращать внимания на странное поведение ребенка, списывая психиатрические симптомы на бурную фантазию или характер.

Часто так оно и есть, но все равно присмотреться к своему сыну или дочери стоит внимательнее. Нужно помнить, что при шизофрении раннее выявление болезни и начало ее лечения крайне важны.

Позднее обращение к врачу затрудняет непростую дифференциальную диагностику. Сложность постановки диагноза заключается в несформировавшейся еще центральной нервной системе.

Причины

Как и в случае со взрослыми, конкретные причины возникновения шизофрении у детей назвать сложно.

Можно говорить об общих факторах:

  • генетическая предрасположенность. Есть процент вероятности передачи патологии по наследству;
  • риск рождения малыша с этим заболеванием повышается с возрастом матери, когда она его родила;
  • нездоровый психологический климат в семье: вредные зависимости, безденежье, ссоры;
  • перенесенные матерью в период беременности инфекционные болезни;
  • истощение и подавленный иммунитет у матери во время зачатия и вынашивания.

Причины шизофрении: наследственность, стресс, алкоголь, наркотики:

Возможность узнать о наследственности

Часто спрашивают: можно узнать, будет ли у ребенка наследственная шизофрения? Существует закономерность: наличие больных родственников повышает возможность заболевания.

При отсутствии отягощенной наследственности с шизофренией рождается 1% людей. При наличии родственников с этой болезнью процент меняется.

Ни один специалист не может точно ответить, будет ли шизофрения у ребенка с отягощенным семейным анамнезом.

Пока не ясно, какие гены участвуют в развитии шизофрении. Известно только, что в этом процессе участвуют 74 гена, поэтому трудно ответить на вопрос о наследственности корректно.

Как понять, что ребенок болен - симптомы

Как проявляется шизофрения у детей, есть ли какие-то яркие признаки, особое поведение? Симптомы могут разниться в зависимости от формы, типа детской шизофрении.

Признаки делят на две группы: продуктивные и негативные.

Во время проявления продуктивных в психике запускаются совершенно новые процессы, которые у здорового человека должны отсутствовать.

К примеру, это галлюцинации, бредовые навязчивые состояния, необоснованные страхи, которые больной не может отличить от реальной жизни.

Негативными называют признаки , при которых происходит стирание качеств личности: деструктивные изменения в характере, путанность мыслей, неспособность мышления в принципе, деградация двигательных функций.

Если есть хотя бы несколько из нижеперечисленных симптомов и признаков шизофрении, пора проконсультироваться с врачом, чтобы выяснить, болезнь ли это или просто бурная детская фантазия.

Галлюцинации . Чаще – слуховые, реже – визуальные. Например, он разговаривает с вымышленными существами, слышит ответы, видит несуществующие объекты или с интересом рассматривает что-то в пустоте.

Явления паранойи , как будто бы ребенка унижают или хотят причинить вред.

Высокий уровень тревожности , боязнь несуществующих предметов или явлений. Проявляется в замкнутости.

Отстранение от социума , отказ от общения с родителями или сверстниками.

Нарушенное мышление , которое выявляется по речи. Ребенок не может объяснить, что имеет в виду, теряет нить диалога, путается в мыслях. Перестает использовать слова, придумывая вместо них непонятные звуковые наборы.

Отсутствие стремления выполнять элементарные общепринятые действия . Наиболее часто проявляется при отсутствии гигиены. Наиболее заметен этот симптом у подростков. Они не моются, не меняют белья, испражняются под себя.

Лабильность настроения (перепады) . Слезы – беспричинный хохот – истерики – полная апатия, при том эти настроения меняются мгновенно.

Какими бывают виды и стадии шизофрении у детей или подростков, расскажет видео:

В раннем возрасте

Ранний - это возраст от рождения и до трех лет . В этот период можно заметить некоторые признаки психического расстройства. Об этом яснее всего скажут нарушения в области потребностей и их приоритетности.

Малыш может начать отказываться от кормления грудью, у него может перепутаться день и ночь, нарушиться моторные функции.

Важно обращать внимание на так называемые парадоксальные реакции . К примеру, малышу нет дела до грубых раздражителей, таких как громкие, резкие звуки, пеленки, которые не поменяли, или одиночество.

Одновременно яркое недовольство вызывают ласка, тихие звуки, купание.

Ребенок слабо коммуницирует с окружающим миром, у него нет волевых реакций. Взгляд не проявляет интереса , а голосовые реакции возможны, но как бы для себя, а не для контакта с окружающими.

Как еще распознать шизофрению: малыш не пытается вызвать к себе интерес, позже – не вовлекает взрослых в игры.

О том, каковы у детей до года, можно узнать из нашей публикации.

Если не знаете, какими могут быть последствия ротавируса, прочтите материал.

О скарлатине у детей расскажет и доктор Комаровский.

В дошкольном и школьном

В этом возрасте наиболее заметный симптом - беспочвенные страхи к несуществующим объектам или явлениям . Ребенок может галлюцинировать, чаще всего персонажами из сказок или чудищами.

Характерны также:

  • беспрерывный в течение многих часов плач;
  • отсутствие интереса к ролевым играм;
  • смена отсутствия движения, ступора и сильного возбуждения;
  • ребенок часто говорит на несуществующих языках, совершает непонятные поступки в обычной жизни, не играя;
  • отсутствие инициативы;
  • нежелание контактировать взглядами.

Ребенок играет в одиночестве , другие дети не вызывают у него никаких чувств. Во время игры зациклены, могут долгие часы держать в руках одну игрушку, просто вращая ее.

В этом возрасте ребенок, страдающий шизофренией, может перестать использовать привычные слова, так как забывает их. У него они замещаются наборами звуков.

Возможен вариант, когда дитя научилось ходить, но потом забыло, как это делается, и снова начало ползать.

Больной может либо вовсе перестать проводить речевую коммуникацию с окружающими, либо оперировать наборами малопонятных фраз, но не с целью поговорить, а чтобы выразить свое, одному ему известное состояние.

В подростковом

Диагностика шизофрении у подростков имеет свои трудности для врачей, так как симптомы болезни схожи с обычными признаками переходного кризиса: подросток молчалив, апатичен, ему нет дела до происходящего вокруг, сторонится сверстников, держится одиночкой.

Характерны также резкие перепады настроения . Но при шизофрении все это происходит на фоне галлюцинаций, бредовых навязчивых идей, необъяснимых поступков, расстройства речи.

Под необъяснимыми дурашливыми поступками имеется в виду не симпатия к какой-нибудь подростковой субкультуре или странный костюм на вечеринку, а постоянная неизменная линия поведения, когда без объяснения он наденет, к примеру, валенки, трусы и шубу.

Необходимо внимательно присмотреться к подростку , чтобы не перепутать симптомы болезни с обычным возрастным максимализмом.

К странностям поведения, которые должны настораживать, можно добавить неспособность адекватно оценивать свои поступки.

Например, подросток произносит целую несвязную речь и, думая, что она смешная, сам над ней безудержно хохочет, но его монолог не имеет никакого смысла.

Интересный момент для диагностики – так называемый бред физического недостатка . Больной считает себя физическим уродом, думая, что у него, например, одна рука намного короче другой.

Врачи-специалисты и диагностика

Дети, у которых проявляются симптомы шизофрении, должны пройти обследование у психиатра , который, если диагноз подтвердится, назначит лечение.

Для подтверждения диагноза обычно проводят такие диагностические мероприятия:

  • МРТ поможет выявить типичные патологии структуры мозга и исключить возможные опухоли;
  • ЭЭГ покажет биоэлектрическую активность головного мозга;
  • дуплексное сканирование сосудов даст возможность проверить венозный отток;
  • нейротесты покажут картину эффективности работы нервной системы;
  • психологические тесты исключат или подтвердят проблемы с памятью, адекватным восприятием реальности и вниманием.

Если не знаете, как проявляется , прочтите нашу публикацию.

О лечении стоматита у детей расскажет и доктор Комаровский.

Узнайте, как проявляется отит у детей, из материала.

Лечение

Шизофрения – хроническое заболевание, но большинство ее проявлений можно нейтрализовать. Терапия состоит из нескольких этапов .

Первый – купирующий . Он призван экстренно снять состояние психоза, а также подавить галлюцинации, бред и прочее.

Второй этап – стабилизирующий . Мероприятия во время этого этапа направлены на закрепление результата, достигнутого при купировании.

Третий – терапия по предотвращению рецидивов . Проводится профилактика следующего психоза или хотя бы его отсрочка. Нейролептики снижают негативные проявления расстройства психики.

Если болезнь проявляет себя в нежном возрасте, это означает врожденные проблемы с нервной системой. Назначают также ноотропные препараты (Ноотропил).

Медикаментозное лечение по большей части призвано снимать и такие симптомы, как галлюцинации, тремор, бред. Для этого обычно используют Галоперидол . При высоком уровне тревожности - Левомепромазин .

Вид и интенсивность психотерапии выбирает врач, опираясь на клиническую картину, результаты анализов и ответ больного на препараты.

О лечении детской шизофрении смотрите на видео:

Выздоровление и жизнь в обществе

Болезнь хроническая, и метода полного избавления пока что не придумали . Зато есть способы облегчить ее течение и увеличить продолжительность ремиссий.

В большинстве случаев дети с шизофренией могут учиться в обычных школах. Но иногда показано обучение по индивидуальной программе дома. Такие решения принимаются медико-педагогическими комиссиями.

Мы рассказали о шизофрении у детей разного возраста: ее первых симптомах и признаках, причинах детской и подростковой заболеваемости, методах диагностики и лечения, дали прогноз.

Шизофрения – серьезная и опасная психическая болезнь . Если она развивается в детском возрасте, важно это вовремя заметить и обратиться к врачам. Без адекватного лечения ребенок может стать вовсе недееспособным.

Вконтакте

Шизофрения у детей – явление крайне редкое. Обычно она «расцветает» в подростковом периоде. Детской же шизофренией в психиатрии называют заболевание, проявившее себя до 12-летнего возраста.

Расстройство у детей характеризуется некоторой специфичностью симптомов и трудностью в диагностике. Бдительность родителей и квалифицированный специалист помогут вовремя распознать болезнь и начать своевременную терапию.

Что провоцирует расстройство

Сразу стоит отметить, что до сих пор так и не выяснена точная, окончательная причина детской шизофрении , а предположительные можно определить как комбинированные. Здесь играют роль как биологические, так и социальные факторы.

Среди биологических предрасполагающих факторов, прежде всего, выделяют генетику и наследственность. Установлено, что большая часть детей, страдающих расстройством, имеет больных родственников, ближайших либо даже по второстепенной линии.

К биологическим причинам также относят поражение ЦНС. Повреждение структуры головного мозга играет важную роль в проявлении расстройства. Их разделяют на перинатальные и постнатальные.

Перинатальные факторы риска – это дефекты, полученные в утробе матери. Они могут развиваться вследствие:

  • внутриутробной гипоксии плода;
  • внутриутробных инфекций;
  • отслойки плаценты;
  • недостаток питания;
  • токсического воздействия на плод – злоупотребление матерью во время беременности алкоголем , наркотиками; прием медикаментозных средств, запрещенных для беременных; если беременная подвергалась воздействию ядовитых веществ.

К постнатальным факторам риска относят те, что поражают ребенка уже после рождения. Особую роль здесь играют черепно-мозговые травмы. К этой группе также относят нейроинфекции, то есть инфекции, разрушающие мозговую ткань: энцефалит, менингит, нейросифилис. К развитию заболевания предрасполагают состояния, вызывающие гипоксию головного мозга.

Но все эти основания могут оказаться бессильными, если ребенка окружает благополучная социальная обстановка.

Риск появляется в том случае, если ребенок растет и воспитывается в недоброжелательной, угнетающей атмосфере. Это касается насилия, которому подвергается малыш: побои, агрессия со стороны родителей, систематические обвинения, неадекватная оценка поступков. Нередко жестокое отношение к детям проявляется в семьях, где родители наркозависимы или злоупотребляют алкоголем .

Другая модель поведения – когда родители воспитывают свое чадо в чрезмерной строгости, предъявляют ему завышенные требования, диктуют свои предпочтения, устанавливают повышенный контроль. То есть, воспитание из цикла: «шаг влево, шаг вправо – расстрел».

В другой семье ребенок вроде бы живет и воспитывается по правилам, но взаимоотношения между родителями никак не складываются. Постоянные ссоры, скандалы, недопонимание между супругами откладывают негативный отпечаток на психику ребенка в особенности, если он становится свидетелем насилия.

Но бывает и так, что семья вполне благополучная, отношения между ее членами позитивные и доброжелательные, но малыш подвергся воздействию сильнейшего стрессового фактора. Это может быть смерть близкого человека, насилие, или же ребенок стал свидетелем ужасного события. В этом случае также существует риск проявления расстройства.

Шизофрения раннего возраста

Симптомы и признаки детской шизофрении имеют много сходных черт с ее течением у взрослых. Но, тем не менее, не лишены они и специфических проявлений, которые, надо сказать, осложняют ее диагностику.

Болезнь разделяют на три вида, охватывающие разные возрастные периоды:

  • шизофрения раннего возраста – от 0 до 3 лет;
  • дошкольного возраста – от 3 до 5–7 лет;
  • школьного возраста – после 7 лет;

Удивительно, но первые признаки шизофрении у детей можно заметить уже в грудном возрасте, на первом году жизни, хоть в этот период они и проявляются достаточно редко. Сложность заключается в следующнем: они настолько размыты и нетипичны, что не каждая мать сможет заподозрить в них дебют психического расстройства:

  • ребенок вялый и малоподвижный. Не реагирует на игрушки. Не просыпается на кормление, не плачет перед кормлением. Создается впечатление, что он не ощущает чувства голода. Проявляет по отношению к матери эмоциональную холодность: не улыбается ей, не протягивает ручки. Безразличен к дискомфортным условиям;
  • моторное возбуждение. Возникает в дневное время. Ребенок лежит в кроватке и дергает руками, ногами. Но эти движения не похожи на нормальную возрастную двигательную активность. Они однообразны, напоминают автоматизмы. Происходят на сниженном эмоциональном фоне, то есть малыш не проявляет никаких эмоций. Двигательные навыки с возрастом не усложняются. Мало того, теряются уже приобретенные;
  • аффективные нарушения. Появляется чрезмерная плаксивость. Грудничок плачет и днем, и ночью. Тревожность и плач возникают периодами, чередуясь с фазами относительного спокойствия. Например, за ночь тревожные приступы могут повторяться 2–3 раза.

Симптомы шизофрении у детей второго – третьего года жизни сопровождаются, прежде всего, угасанием эмоций. Малыши становятся малоактивными, неулыбчивыми, безэмоциональными. В отдельных случаях детки, которые уже начали ходить, теряют эту способность. Они начинают ползать, движения приобретают хаотичную направленность, по развитию соответствующую месячному возрасту.

С другой стороны, такие малыши становятся возбужденными. Они часто находятся в состоянии постоянной, бесцельной ходьбы, по кругу или в виде маятника, раскачиваются из стороны в сторону. При этом лицо становится отрешенным либо дети начинают строить разные гримасы. Несмотря на ходьбу в течение продолжительного времени (1 часа и более), они не устают. Остановить их в бесцельных желаниях становится очень сложно. Они вырываются и продолжают процесс.

Расстройство в этом возрасте также может выражаться в беспричинном хохоте или плаче, в неорганизованном беге и прыжках.

Резкое возбуждение сменяется вялостью. Дети стремятся лечь в тихом, отстраненном месте: под кроватью, в углу. Принимают неестественную позу. Их очень сложно вывести на прогулку, приходится делать это силой. Сон также нарушается. Малыши просыпаются среди ночи, и долгое время проводят без сна.

В целом, картина заболевания у детей до 3 лет сводится к бесцельным движениям и автоматизмам, к регрессу в развитии. На фоне патологического состояния возникают страхи, не имеющие под собой основания. Это может быть боязнь любого предмета: машин, деревьев и т.д. Когда устрашающий объект попадает в поле зрения, ребенок становится тревожным, возбужденным. Но стоит убрать его из виду, и состояние малыша нормализуется.

Шизофрения у дошкольников

У детей от 3 до 7 лет заболевание стартует с эмоциональной холодности. Дети становятся безразличными к происходящему, ограничивают общение со сверстниками, не проявляют теплых чувств к родителям. Ранее приобретенные знания и умения утрачиваются, пропадает интерес к любимым занятиям, игрушкам.

Маленькие больные становятся капризными, причем их настроение претерпевает резкую смену, колеблется в широком диапазоне.

Детки не проявляют интерес к своему внешнему виду, отказываются выполнять ежедневные гигиенические процедуры. Они становятся неряшливыми, могут надеть грязную одежду, ложатся спать на полу.

Изменяется и манера поведения. В своих действиях они могут проявлять манеры детей, младших по возрасту. Например, ребенок, который уже самостоятельно, вполне свободно владел ложкой и вилкой, вдруг начинает есть руками, разбрасывает еду, крошит ее.

Он практически все время проводит в одиночестве, отгораживаясь от людей. Сложно переносит нововведения в его режиме. Игры его становятся примитивными, утрачивая свою сюжетность. Они сводятся к ощупыванию предметов и игрушек, их обнюхиванию. Тематика игры не имеет значения – таких детей привлекают только отдельные действия. Иными словами, игры приобретают стереотипный характер: дошколенок открывает-закрывает дверь шкафа, раскладывает в определенной последовательности предметы. Если прервать его занятие, он начинает очень сердиться.

Особое влияние расстройство оказывает на речь. Так, если ребенок уже хорошо, грамотно излагал свои мысли, то в начале болезни можно отметить нарушение смысловой расстановки слов в предложении. Постепенно речь становится бессвязной, ребенок не способен внятно выразить свои мысли. Появляется эхолалия – повторение слов, сказанных кем-то. Понемногу полноценное, вразумительное повествование делается бессвязным, невнятным. Предложения укорачиваются, слова заменяются слогами. Вскоре речь превращается в бессвязный лепет.

При прогрессировании процесса у детей наблюдаются признаки кататонии. Они заторможены, застывают в одной позе. К примеру, сидят, прогнувшись и откинув голову назад либо лежат в позе эмбриона. Взгляд при этом отсутствующий, на контакт не идут.

Другая сторона кататонии – повышенное настроение, возбужденное поведенное. Ребенок прыгает, смеется, дурачится без причины.

Продуктивная симптоматика детской шизофрении

Шизофрения у дошкольников проявляется в виде патологического фантазирования. От типичных детских фантазий его отличает нереальность и стойкость воображаемого. Болезненные фантазии вычурны по своей тематике, и сопровождаются изменением поведения.

Ребенок перевоплощается в какой-либо объект и способен пребывать в своей новой роли несколько дней. Например, мальчик, видящий себя автомобилем, крутил руками и перебирал ногами, имитируя его езду. Периодически делал остановки, чтобы заправиться, так как заканчивался бензин. Повседневные нужды осуществлял автоматически, и то под напором взрослых.

Нередки фантазии в виде сказочных существ, чудищ, драконов.

Продуктивные симптомы у дошкольников также представлены бредом и галлюцинациями. Но они менее выражены, чем у детей школьного возраста и взрослых.

Галлюцинации могут носить зрительный, слуховой, оральный характер. Зрительное галлюцинирование проявляется, как правило, в момент засыпания или пробуждения. У ребенка появляется чувство страха и тревоги. Он всматривается в помещение, устремляет взгляд в определенную часть комнаты. Говорит, что там стоит синий волк, на потолке много пауков или по кровати ползет змея. Ему мерещатся светящееся лицо, черная лапа.

Слуховые галлюцинации у детей младшего возраста редко выражаются в голосах, звучащих в голове. Чаще они «приходят» в виде петушиного крика, боя часов, чьего-то плача, голоса злых сил: ведьмы, злого колдуна, злодеев из мультиков.

Оральные причуды выражаются в ощущениях по типу жжения во рту, присутствия какого-либо предмета, волос или крошек.

Среди бредовых идей на первый план выступает бред преследования.

Шизофрения школьного возраста

Начиная с 6–7-летнего возраста большую часть времени ребенок проводит в школе. Поэтому зарождение болезни можно определить по характеру учебной деятельности. Такие дети заметно отстают в освоении учебного материала по сравнению со своими сверстниками. У них страдают все когнитивные функции, плохо развито произвольное внимание, то есть удержать его на преподаваемом материале очень трудно. Зато непроизвольное внимание у таких деток, наоборот, более выражено.

Проблема восприятия кроется в понимании целостности картины. Ребенку сложно уловить общий смысл. Рассказанное или увиденное он разбивает на отдельные части. Память носит избирательный характер. Запоминается только то, что искренне интересует больного ребенка. Заставить выучить его учебный материал, если он не хочет, практически невозможно.

Такие дети выпадают из жизни коллектива. Держатся отстраненно, замыкаются в своем мире. У них появляются странные пристрастия и увлечения. Для них характерна разорванность мышления, резонерство, отрыв от реальности. Их мысли приобретают мрачный и устрашающий характер. Дети мнительны, во всем ищут подвох, могут предполагать, что все наблюдают за ними. Постепенно они аутизируются, отделяются от окружающего мира, уходят в себя.

Развивается абулия – отсутствие воли. Ребенку сложно склонить себя к деятельности, хотя он понимает необходимость в этом. Большую часть времени он проводит в постели, отказывается ходить в школу, не общается с друзьями.

С прогрессированием болезни к симптоматике присоединяются бред и галлюцинации. Последние проявляются в виде голосов, устрашающих и склоняющих к определенному действию. Часто дети умалчивают об их появлении.

Постепенно болезнь приобретает одну из ее форм. Детская шизофрения проявляется в следующих формах:

  • вялотекущая – самая распространенная ипостась расстройства. Ее ранним признаком могут стать сверхспособности в любой области – в рисовании, математике, музыке. Но со временем они утрачиваются. Дети, страдающие этой формой болезни, отличаются патологическим фантазированием, навязчивыми страхами, вычурными увлечениями;
  • приступообразно – прогредиентная – симптоматика болезни неярко выражена. И проявляется периодами. Но приводит к необратимым последствиям по типу шизофрении;
  • параноидная – встречается реже других форм. Среди ее признаков – бред преследования, отравления, злокачественное фантазирование и страхи. Выражена эмоциональная холодность;
  • гебефреническая – возбужденное, агрессивное поведение. Характерны кривляния, гримасничанье, вычурность;
  • кататоническая – принятие вычурных поз и застывание в них или повышенная импульсивность и возбудимость в действиях. Бессмысленная речь, имитирование движений, слов других людей.

Как поставить диагноз

Диагностика шизофрении у детей начинается с внимания родителей и близких к ребенку. Только взрослые могут усмотреть в поведении своего чада тревожные симптомы.

Резкая перемена в действиях и личности ребенка, его отстраненность от окружающих, странности и стереотипность поведения, ощущение, что он разговаривает с кем-то невидимым, должны обращать на себя внимание родителей.

При первых подозрениях на нестабильность психического развития малыша необходимо обратиться к врачу-психиатру. Специалист тщательно обследует маленького пациента. Собирает сведения о том, как развивался ребенок до «подозрительных симптомов», при каких обстоятельствах появились перемены. С помощью группы психологических методик выявляет уровень развития когнитивных функций, личностных качеств и т.д. При необходимости назначает дополнительные обследования.

Все это необходимо, чтобы собрать все сведения и поставить правильный диагноз.

Шизофрения – это болезнь, которая не стоит на месте. Это прогредиентное заболевание, то есть склонное к прогрессированию.

У детей оно протекает в злокачественной форме. Чем меньше возраст ребенка – тем страшнее последствия. Это связано с тем, что психика ребенка еще до конца не сформирована, а патологический процесс вызывает в ней непоправимые изменения. Так, расстройство, развившееся у детей до 7 лет, вызывает стойкий шизофренический дефект. Дети перестают ходить, вместо этого ползая на четвереньках. Теряют способность говорить, издавая нечленораздельные звуки.

Взять заболевание под контроль и добиться положительных результатов позволяют ранняя диагностика и лечение шизофрении. Чем раньше выявлено расстройство, тем больше шансов на благоприятный исход.

Шизофрения - психическое заболевание, которое возникает у детей, подростков и взрослых и характеризуется наличием бреда, галлюцинаций и изменениями личности. Симптомы патологии в раннем возрасте отличаются от проявлений болезни у совершеннолетних. Чтобы поставить верный диагноз, психиатр должен разбираться в детских психических заболеваниях. Терапия осуществляется при помощи препаратов и психологической помощи.

    Показать всё

    Шизофрения: описание заболевания

    Шизофрения - прогредиентное психическое эндогенное заболевание, которое возникает у людей преимущественно в 20-23 года. Это расстройство характеризуется наличием личностных изменений и другими психопатологическими нарушениями. Шизофрения отличается хроническим течением. Ее выраженность варьируется от легких нарушений психики до грубых, вплоть до шизофренического дефекта.

    Точной причины возникновения этого недуга в настоящее время не установлено. Согласно проведенным исследованиям, шизофрения в 79% случаев появляется по причине наличия отягощенной наследственности. Внутриутробные инфекции, сложное течение беременности и роды также влияют на формирование этого расстройства.

    Учеными установлено, что шизофренией чаще всего страдают люди, которые родились весной и зимой. Черепно-мозговые травмы, органические поражения головного мозга могут привести к развитию этого заболевания. К факторам появления шизофрении относят следующие факторы:

    • хронические стрессы;
    • детские травмы;
    • аномалии в строении и функционировании структур головного мозга.

    Основные клинические проявления и виды

    К основным симптомам шизофрении относится ассоциативный дефект, аутизм, амбивалентность и аффективная неадекватность (тетрада Блейлера). Ассоциативный дефект характеризуется отсутствием логического мышления (алогия). Аутизм - это отвлечение человека от реального и погружение в свой внутренний мир. У пациента ограничиваются интересы, он совершает стереотипные (одинаковые) действия и не реагирует на внешние раздражители, не общается с окружающими людьми.

    Амбивалентность характеризуется тем, что пациент высказывает противоположные мнения относительного одного и того же предмета/объекта. Существует три вида явления: эмоциональный, волевой и интеллектуальный. При первой форме амбивалентности отмечается наличие противоположного чувства к людям, событиям или предметам. Волевой вид проявляется в бесконечном колебании при решении какой-то либо проблемы. Интеллектуальная форма этого расстройства заключается в наличии у человека противоположных идей. Следующая группа симптомов - аффективная неадекватность, которая выражается в неадекватной реакции пациента на какие-то события.

    Выделяют 4 группы основных типа признаков шизофрении:

    • позитивные (продуктивные);
    • негативные (дефицитарные);
    • когнитивные (дезорганизованные);
    • аффективные расстройства.

    Позитивные симптомы проявляются в виде бредовых идей, галлюцинаций, иллюзий и психомоторного возбуждения. Иллюзии - это неправильное, искаженное видение существующего в действительности объекта. Галлюцинации - возникновение различных простых (шумы, звуки) и сложных (сцены, действия) ощущений (зрительных, слуховых, обонятельных и др.), которых на самом деле не существует. Наиболее часто встречаются слуховые, а зрительные обычно сочетаются с обонятельными и вкусовыми. Бред - убеждения человека, которые не соответствуют действительности. Отмечаются следующие формы: преследования (кто-то наблюдает за больным), воздействия (кто-то влияет на него извне, управляет им), ревности и величия. Неадекватное поведение - поступки пациента, которые не соответствуют социальным нормам. К нему относятся проявления деперсонализации и дереализации. В первом случае это состояние человека, при котором собственные мысли и части тела кажутся не своими, а привнесенными извне. Для дереализации характерно чрезмерное обращение внимания на незначительные, вторичные признаки предмета.

    К неадекватному поведению также относится кататония - группа двигательных расстройств, которой свойственно принятие и длительное сохранение пациентом поз. При попытке изменить его положение больной оказывает сопротивление. Также к явлениям неадекватного поведения можно отнести гебефрению - дурашливость. Такие пациенты постоянно прыгают и смеются.

    Негативные симптомы заболевания характеризуются тем, что при этом расстройстве исчезают качества, которые должны быть у здоровых людей. К этой группе признаков относится снижение активности и потеря интереса к хобби, бедность речи и мимики, замкнутость. Отмечаются эмоциональная лабильность (резкие перепады настроения), нарушения мышления и отсутствие мотивации.

    При беседе пациенты постоянно перескакивают с одной темы на другую, а при прогрессировании заболевания они перестают выполнять навыки самообслуживания (чистить зубы, принимать душ). Наблюдается нарушение концентрации внимания и памяти. Суждения таких пациентов носят преимущественно абстрактный характер (когнитивные проявления). Аффективным признакам свойственно снижение настроения (суицидальные, депрессивные мысли).

    Шизофрения у мужчин - симптомы заболевания, поведение и лечение

    Синдромы шизофрении

    К позитивным синдромам шизофрении относятся следующие виды:

    Вид Характеристика
    Галлюцинаторно-параноидный Бредовые идеи, вербальные галлюцинации и автоматизмы (стереотипные действия)
    Синдром Кандинского-Клерамбо Пациенты жалуются на ощущение того, что все его видения кто-то создал (вкладывание мыслей в голову, управление внутренними органами). Иногда отмечается ментизм (наплыв идей), который сочетается с периодами отнятия. Наблюдаются бредовые мысли
    Парафренный Галлюцинации, бред преследования, аффективные (эмоциональные) расстройства и синдром Кандинского-Клерамбо. Отмечается постоянный высокий эмоциональный фон, вплоть до состояния мании
    Синдром Капгра Отмечается наличие бреда о том, что люди меняют свою внешность для достижения целей
    Аффективно-параноидный Депрессивное состояние, бред преследования и галлюцинации. Иногда отмечается наличие мании величия
    Кататонический Наблюдаются застывания в определенной позе (каталепсия), принятие неудобного положения и его удержание в течение долгого времени, сопротивление при попытках его изменить. Отмечается мутизм - отсутствие речи при сохранной речевой функции. Иногда происходит повышение двигательной активности
    Гебефренический Дурашливое поведение. Пациенты делают гримасы. Отмечается наличие импульсивных поступков, которые не соответствуют социальной ситуации. Иногда сочетается с галлюцинаторно-параноидным и кататоническим синдромами
    Деперсонализационно-дереализационный Пациенты переживают по поводу изменений в своем внешнем виде, личности и поведении окружающих их людей

    К негативным синдромам шизофрении можно отнести следующие:

    • нарушения мышления;
    • эмоциональные расстройства;
    • нарушения воли (абулия/гипобулия);
    • личностные изменения.

    Нарушения мышления характеризуются разноплановостью, разорванностью и резонерством. При первом проявлении второстепенные события пациентом воспринимаются как важные. Речь расплывчатая, но больной описывает детали. Разорванность выражается в составлении предложения из не связанных по смыслу слов и словосочетаний, но грамматическая основа при этом верна. В речи пациента отмечается поток лексики (словесная окрошка). Иногда больные не могут закончить свою мысль, т. к. постоянно отклоняются от темы или перескакивают на другую. В некоторых случаях при беседе происходит потеря нити мысли. Резонерство заключается в бесплодных многочисленных рассуждениях. В речи пациенты используют собственные придуманные слова (неологизмы).

    Эмоциональные расстройства характеризуются тем, что у больных возникает холодность, жестокость и угасание реакций. Волевые нарушения проявляются в виде апатии, вялости и дефицита энергии. Человек становится пассивным и безучастным к происходящим вокруг него событиям. Абулия - это тотальные нарушения волевой сферы, гипобулия - частичные. В зависимости от течения болезни развиваются личностные изменения, при которых человек становится замкнутым и манерным.

    Существуют 4 основных формы этого расстройства: параноидная, гебефреническая, кататоническая и простая. Самым распространенным видом считается первая. Ведущим симптомом этой формы расстройства является бред, а эмоциональные признаки развиваются медленно.

    Гебефреническая шизофрения характеризуется кривляниями, неадекватным смехом больного и перепадами настроения. Отмечается быстрое изменение личности. Это заболевание появляется в возрасте от 13 до 15 лет.

    При кататонической форме шизофрении возникают двигательные нарушения. Отмечается повышенный мышечный тонус. Пациенты обнаруживают способность копировать движения, фразы и мимику окружающих их людей.

    Простая форма характеризуется тем, что бредовые идеи и галлюцинации отсутствуют. Пациенты отказываются от работы и учебы, по этой причине возникает разрыв отношений. Это расстройство появляется в подростковом и юношеском возрасте. Больные становятся безучастными к происходящим вокруг них событиям.

    Особенности болезни у детей и подростков

    Согласно проведенным исследованиям, риск заболевания шизофренией у детей и подростков в 3-4 раза выше, чем у взрослых. Шизофренический дефект в раннем возрасте характеризуется изменениями в эмоциональной сфере. У пациентов отмечается снижение яркости чувств и сопереживания.

    Дети характеризуются жестокостью к своим близким и эгоцентризмом. Межличностные отношения поверхностны. Ребенок может остаться равнодушным к смерти близкого человека и плакать над сломанным цветком. Для детей с такими особенностями эмоциональной жизни характерна симбиотиче­ская привязанность к одному из родителей с зависимостью от него.

    Аутизм проявляется в форме ухода от действительности с фиксацией на внутреннем мире. Психический инфантилизм характеризуется тем, что ребенок чрезмерно зависит от матери. У него не сформированы возрастные интересы, чувства долга и ответственности. Влечения у детей появляются с задержкой. Иногда психическая незрелость сочетается с физической, которая отражается на небольшом росте ребенка и мелких черт лица. У больных на протяжении всей жизни сохраняется детское выражение, походка и мимика.

    Психическая ригидность проявляется в виде недостаточной развитости и гибкости таких процессов, как эмоции, мышление, поведение. Отмечается нарушение переключаемости внимания. Такие дети с трудом адаптируются в новых условиях (детских садах, школах или колледжах). Больные тяжело переносят смену привычной обстановки (переезд) или режима дня, появление и формирование контактов. Возникновение нового человека в дома вызывают отрицательные эмоции и реакцию протеста. У больных детей и подростков происходит уменьшение активности. Отмечается снижение уровня работоспособности, отсутствие мотивации для выполнения какого-либо действия (апатоабулический дефект).

    Искажение развития пациента тем больше выражено, чем ранее возникла шизофрения. Существует два вида нарушений: дисгармонические и задержка психического развития (ЗПР). Первый характеризуется несоответствием сроков созревания психических и моторных функций, т. е. происходит опережение речевого и интеллектуального роста при задержке двигательного. В некоторых случаях отмечается развитие познавательных процессов в норме при невозможности воспроизведения и усвоения бытовых навыков и самообслуживания. У детей возникает резонерство - бесцельные рассуждения на любую тему. В мимике наблюдается асинхронность. Искажение развития возникает после младенческого возраста. Речь характеризуется бедностью и односложностью. Отмечается нарушение звукопроизношения, эхолалии (повторение слов окружающих людей) и шепот. Пациенты иногда подражают не только интонациям, но и тембру голоса.

    Дети постоянно называют себя в третьем лице. Их игра примитивна и стереотипна (бесконечное открывание и закрывание дверей). Внимание у таких больных рассеянно.

    У них возникает агрессивность при отвлечении от действий. Они не общаются с ровесниками и не получают удовольствия от коммуникации с окружающими людьми. Дети не имеют желания и не могут одеваться и осуществляют прием пищи руками.

    Шизофрения в подростковом возрасте

    Симптомы шизофрении у подростков проявляются различными симптомами. Бредовые мысли наблюдаются редко и имеют неустойчивый характер. У пациентов встречается нервная анорексия, дисморфомания (убежденность человека в наличии у себя физического недостатка), мировоззренческие расстройства. В подростковом возрасте преобладают приступообразные формы течения шизофрении, но встречаются и другие, которые наблюдаются у взрослых пациентов.

    При непрерывной вялотекущей болезни возникают навязчивые мысли, аффективные расстройства, на фоне которых прогрессируют негативные симптомы в виде обеднения эмоций, постепенной аутизации и снижения энергии. Установленный в этом возрасте диагноз в дальнейшем отвергается, поскольку наступает стойкая ремиссия (отсутствие признаков) с различными личностными нарушениями. При неблагоприятно текущей бредовой шизофрении на подростковый период приходятся ранние стадии заболевания.

    У больных возникают злокачественные формы, которые протекают с двигательным возбуждением и приводят в короткие сроки к глубокому шизофреническому дефекту. Отмечаются дурашливость, импульсивность и негативизм. У пациентов наблюдаются эхо-симптомы (повторение движений, мимики и слов окружающих людей), которые чередуются с обездвиженностью. Иногда возникают галлюцинации.

    Простая форма шизофрении в этом возрасте встречается редко. Шубообразная (приступообразно-прогредиентная) характеризуется наличием у больных навязчивостей, бредовых, галлюцинаторных и двигательных расстройств. В эмоциональной сфере наблюдаются депрессивные и маниакальные нарушения. В дальнейшем при этой форме происходит развитие личностных изменений, которые нарастают после каждого приступа.

    При рекуррентной шизофрении наблюдается периодическое возникновение аффективных расстройств. После 2-4-го приступа наступают изменения личности, которые в основном затрагивают эмоциональную сферу больного. Отмечаются депрессивные и маниакальные расстройства. После одного приступа формируется ремиссия с наличием хронического гипоманиакального состояния (небольшие проявления повышенного эмоционального фона).

    Особенности заболевания у детей

    В детском возрасте самыми распространенными являются шубообразные и непрерывные формы течения шизофрении. Среди проявлений этого заболевания у детей до 10 лет в основном отсутствуют бредовые расстройства, галлюцинации, помрачение сознания. Преобладают фобии, двигательные нарушения и психосоматические патологии. Отмечаются сверхценные увлечения и фантазирование. Злокачественная непрерывная шизофрении характеризуется наличием у детей двигательных расстройств, эхо-симптомов, застываний, импульсивности в поведении, а также задержки мочи и кала. Возникает дурашливость. При такой разновидности у детей через 1 год формируется тяжелый дефект в виде умственной отсталости с кататонической (двигательной) симптоматикой и аффективными расстройствами.

    Непрерывная вялотекущая шизофрения развивается медленно и постепенно - с самых первых месяцев жизни. При этой форме обострения чередуются с периодами нормализации состояния. Наблюдаются психосоматические нарушения, тики, страхи, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), заикание, депрессивные и маниакальные расстройства. У всех пациентов проявления шизофренического дефекта выражены в дошкольном возрасте, но они развиваются до пубертатного периода. У маленьких детей возникают черты аутизма, от 7 лет - эмоциональные нарушения. В препубертатном возрасте поведение характеризуется чудаковатостью, формируется психический и физический инфантилизм.

    Продуктивность деятельности у таких больных сохранна, но активность направлена на узкий круг объектов. Чем ближе подростковый возраст, тем больше отмечается ограничение интересов. Происходит снижение активности, замедление мыслительной деятельности. Достигшие пубертатного и юношеского возраста дети-шизофреники несамостоятельны, зависимы от родителей, нуждаются в стимуляции и контроле. Такие пациенты заканчивают среднюю школу хуже ровесников. Выбор специальности осуществляется с трудом из-за больших перерывов отдыха. Приступообразная шизофрения развивается у пациентов в возрасте от 2 лет. Отмечается наличие депрессивных, маниакальных и бредовых состояний. Возникают патологическое фантазирование, страхи и фобии. Каждый пациент переносит до 10 приступов, которые длятся 1-1,5 месяца. Они характеризуются серийностью, а между ними наблюдается ремиссия с аффективными симптомами и признаками, которые свойственны неврозам. Длительность перерыва составляет более 3 лет, ее начало совпадает с юношеским возрастом. Далее возникает новый психоз, симптомы становятся более выраженными, чем ранее.

    Иногда отмечаются помрачения сознания. Усложняются бредовые и галлюцинаторные расстройства. Шизофренический дефект при этой форме возникает через 1-3 приступа. Сверхранние (младенческие) припадки переносятся пациентами в период от 3 месяцев до 1,5 лет, т. е. в раннем детском возрасте. Преимущественным симптомом являются соматические и вегетативные нарушения. Диагностируется это расстройство на основании медицинской документации детских непсихиатрических учреждений. В ней описывается состояние ребенка, при котором происходит изменение поведения, внешности, темперамента и характера. Приступы возникают после периода нормального или опережающего развития с проявлениями повышенного или ровного эмоционального фона. Они связаны с соматическими заболеваниями, которые перенес ребенок. Основными симптомами этого расстройства являются двигательные и аффективные нарушения.

    У детей-шизофреников отмечается веселый или тревожный фон настроения. Иногда возникают подавленность и отрешенность от окружающего мира. В зависимости от настроения пациента появляется двигательное возбуждение или обездвиженность, которая сопровождается повышением/понижением мышечного тонуса. У детей отмечается наличие монотонного крика приступообразного характера длительностью около 24 часов с перерывами на сон/кормление.

    Тревожный аффект проявляется в том, что дети боятся чужих людей, предметов быта, звуков. Возникают ночные страхи. Отмечается повышенная слезливость и постоянная готовность к плачу. У пациентов появляются стереотипные движения пальцев рук, раскачивания туловищем, прыжки и удары головой о кровать. Возникают нарушения сна и аппетита. Длительность отдыха сокращается, период засыпания увеличивается. Сон становится чутким и поверхностным, дети пробуждаются от малейшего шума.

    Возникает усталость в дневное время суток и бодрствование ночью. Частые проявления сверхранних приступов - срыгивания, рвота и диарея. Дети отказываются от приема пищи или происходит повышение аппетита. Отмечаются побледнение кожных покровов, морщины на лбу или возле рта. Взгляд таких детей неподвижен. Возникает замедление развития - как психического, так и физического. Затем оно происходит в прежнем нормальном темпе. Признаки гипомании возникают после 2-3 месяцев светлого промежутка. С этого момента проявления становятся стабильными и имеют неизменный характер. Отмечается отсутствие суточных колебаний настроения и депрессивных состояний. У некоторых детей наблюдаются повторные приступы в возрасте 2-3 или 8-10 лет. При этом возникает патологическое фантазирование, тревожное настроение. После их завершения аффективные симптомы у пациента сохраняются.

    Признаки шизофренического дефекта проявляются сразу после первого приступа, но они варьируются от неглубоких изменений личности до признаков умственной отсталости. Отмечается задержка развития, которая характеризуется трудностями в обучении ребенка в обычных общеобразовательных школах. Возникают страхи, эмоциональные и двигательные расстройства. Несмотря на незначительную глубину личностных изменений, дети испытывают трудности адаптации в первые годы обучения. Они не общаются с одноклассниками, неусидчивы и конфликтны. Эти проявления заставляют родителей обратиться к врачу-психиатру. По мере взросления у детей наблюдается стабилизация школьной успеваемости.

    Диагностика

    Диагностика этого заболевания осуществляется врачом-психиатром и психологом. Важное значение имеет сбор анамнеза со стороны больного и его родителей, который заключается в изучении жалоб и причин, повлиявших на формирование шизофрении. При обследовании ребенка необходимо убедиться, что эти проявления не возникли из-за употребления пациентом лекарств и наркотиков.

    Диагноз устанавливается на основе наличия прогредиентного характера заболевания (постепенное развитие симптомов) и возникновения изменений личности. Для изучения особенностей больного прибегают к помощи психолога, который исследует пациента посредством тестирования. На основе поставленного диагноза назначается определенное лечение.

    Лечение

    Лечение шизофрении осуществляется комплексно - с помощью медикаментов и психотерапии. Препараты позволяют купировать симптоматику, замедлить развитие болезни и шизофренического дефекта. Особенностью терапии подростков и детей является то, что средства оказывают значительное негативное влияние на организм пациента.

    Лечение несовершеннолетних с ярко выраженными симптомами осуществляется в больнице. При легких формах этого заболевания терапия проводится амбулаторно. В зависимости от динамики болезни врач может отменить препараты. Средства назначаются специалистом с учетом возраста, веса, вида и течения болезни. Нейролептические лекарственные препараты предназначены для больных с галлюцинациями и бредовыми расстройствами. Снотворные назначаются для лечения бессонницы у пациентов. Иногда используются антидепрессанты при наличии депрессивных состояний. Чаще всего применяют следующие препараты:

    Психотерапия применяется для закрепления эффективности медикаментозного лечения. Благодаря этому у пациентов возникает стойкая ремиссия. Психотерапевт оказывает психологическую поддержку родителям, а ребенка учит принимать свою болезнь. Длительность сеансов зависит от вида патологии и возраста пациента.

Шизофрения довольно редко встречается у детей. Один заболевший ребенок на 50000 здоровых.

Шизофрения – заболевание психики, при котором страдает познавательная и эмоциональная сферы. Это проявляется уходом в себя и избеганием общения, снижением активности, оскудением эмоций, приступами однообразного возбуждения. Пациенты страдают от бредовых состояний, галлюцинаций зрительных и слуховых.

Для шизофрении характерно нарушения психической деятельности (речь, эмоции, поведение).

Причины и признаки

Ребенок в состоянии острого проявления болезни не может нормально воспринимать реальность, его восприятие фрагментарно, в некоторой степени случайно.

Симптоматика

Детская шизофрения в своем проявлении может отличаться от симптоматики взрослых больных. В раннем возрасте ее трудно диагностировать. Особенно остро шизофрения проявляется в период возрастных кризисов (трех , семи и тринадцати лет).

Симптомы заболевания разнообразны и зависят от возраста ребенка и формы заболевания. Но общим можно назвать проявление кататонических состояний.

Симптомы кататонического состояния

Кататонические состояния могут проявляться, не зависимо от формы заболевания.

Это состояние отличается повышенным возбуждением, импульсивностью действий. Приступ может длиться несколько часов.
Основными симптомами кататонического состояния являются:

  • бесцельный бег или топтание на месте, резкие прерывистые движения без определенной цели,
  • хаотичное хождение, часто по кругу, с «пустым» взглядом. Походка может быть страной с неравномерным ритмом. Ребенок не устает от длительного хождения,
  • возбуждение, резко сменяющееся вялостью. Ребенок может резко остановиться и улечься в страной позе,
  • часто ребенок может проснуться среди ночи, и мучатся бессонницей,
  • при тяжелом течении болезни случаются приступы агрессии. Ребенок буквально крушит все, что его окружает, пытается укусить или удушить себя, может выкрикивать бессвязные слова.

Как проявляется болезнь в зависимости от возраста ребенка?

В раннем детстве заболевание проявляется следующими симптомами:

  • уход от реальности, погружение в себя,
  • гиперактивность,
  • двигательные расстройства (стереотипные движения, регресс ходьбы),
  • бедность эмоций,
  • застывание в необычных позах,
  • бессвязная речь,
  • беспричинные слезы или смех,
  • бессмысленные выкрики.

Для детей шести лет и старше характерным симптомом шизофрении является расстройство мышления. Так же к проявлениям заболевания относят:

  • фантазии, в которые ребенок полностью уходит от реальности,
  • усиление тревожных состояний и страхов,
  • чрезмерная мнительность,
  • вялость и пассивность,
  • навязчивые движения,
  • частые перепады настроения,
  • жалобы на скуку .

Чаще всего подростки страдают гебефренией (одна из форм шизофрении). Она проявляется нелепыми шутовскими выходками, бедностью эмоциональной сферы, разорванностью речи, гротескными, необычными фантазиями.

Основу фантазий составляют странные желания или нелепые опасения, перерождающиеся во враждебное или агрессивное отношение к людям.

Для подросткового возраста основным симптомом шизофрении становятся галлюцинации и бредовые состояния. Как правило, впервые эти проявления болезни встречаются у детей 10-13 лет, но в некоторых случаях и раньше.
Чаще всего подростки страдают гебефренией (одна из форм шизофрении). Она проявляется нелепыми шутовскими выходками, бедностью эмоциональной сферы, разорванностью речи, гротескными, необычными фантазиями.
Основу фантазий составляют странные желания или нелепые опасения, перерождающиеся во враждебное или агрессивное отношение к людям.

Общими проявлениями заболевания можно назвать следующие особенности:

  • амбиволентность,
  • проблемы коммуникации,
  • неуверенность в действиях или суждениях,
  • расстройства мышления,
  • расстройства речи (речь может быть как быстрой и отрывистой, так и замедленной с заиканиями),
  • выдумывание новых слов,
  • не способность к ассоциативному мышлению,
  • утрата интересов и увлечений, но при этом может быть маниакальная одержимость неким объектом,
  • бедность и невыразительность эмоций,
  • трудности в ответах на прямые вопросы,
  • навязчивое повторение мыслей,
  • незавершенность высказываний,
  • эгоцентризм,
  • вычурные и сложные высказывания.

Особенности диагностики

Выявить шизофрению у детей в раннем детстве довольно тяжело из-за особенностей развития – томография или ЭЭГ не всегда могут помочь в диагностики. Поэтому выявить форму шизофрении сложно, так как для ее установления очень важно опросить пациента о его галлюцинациях и ощущениях. Из-за этого диагнозы ребенка могут меняться от депрессивного состояния до расстройств аутичного спектра. Часто в раннем возрасте вместо шизофрении диагностируется аутизм .

Проще диагностировать заболевание в подростковом возрасте. Диагноз ставится на основе беседы с психиатром и при явных симптомах шизофрении (оскудение эмоциональной сферы, апатия, расстройства личности). В этом возрасте для уточнения диагноза врач может назначить следующие дополнительные обследования:

  • ЭЭГ (электроэнуцифлографиию) позволяющую отследить активность мозга и увидеть аномалии в его работе;
  • Обследование сосудов;
  • МРТ, благодаря которому выявляются типичные для шизофрении поражения структур головного мозга;
  • Анализы на вирус Эпштейн-Барра или тесты на наличие следов наркотических средств.

Особое место в выявлении шизофрении занимает анализ рисунков больного. Поставить диагноз на основе творчества не возможно, но помочь в установлении формы заболевания оно может. Рисунки больного необычны их отличает стереотипность, неестественное сочетание цветов, необычность форм.

Лечение

Для лечения шизофрении у детей применяют медикаменты и психотерапию.

Маленьким детям назначают нейролептики, при необходимости ноотропы.

Важно поддерживать контакт родителей и лечащего врача, сообщать ему о малейших изменениях в состоянии ребенка.

Родителям не стоит отказываться от госпитализации ребенка, так как без нее невозможно добиться ремиссии заболевания.

Также важно помнить, что диагноз шизофрения не всегда ставит крест на будущем, своевременное и полноценное лечение позволяет ребенку оставаться частью общества. Дети с данным заболеванием могут посещать общеобразовательные школы, домашнее обучение назначается в случае, если сильно выражены аутичные симптомы шизофрении.

Воспитание и совместная жизнь с ребенком больным шизофрений довольно сложные задачи и требуют большой силы воли и терпения. Самое главное, что нужно родителям сделать, это принять диагноз сына или дочери и верит в успех терапии.

Вот несколько советов специалистов:

  • не нужно спорить с ребенком о его галлюцинациях. Для детей с диагнозом шизофрения их видения часть реальности;
  • постараться создать комфортный режим и обстановку, чтобы ребенок не испытывал лишние эмоциональные перегрузки;
  • стараться обезопасить ребенка от самого себя во время психоза.

Важно вовремя диагностировать заболевание и начать его лечение. От этого во многом зависит дальнейшее будущее ребенка. Поэтому, заметив повторяющиеся странности в поведении ребенка, стоит обратиться к врачу, не дожидаясь первых манифестаций заболевания.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «api-clinic.ru» — Центр естественной медицины