Особенности людей выросших в алкогольных семьях. Семьи с алкогольной зависимостью

Когда в семье появляется пьющий человек, то каждый из ее членов страдает от его действий, об этом не понаслышке знают взрослые дети алкоголиков, в свое время ставшие невольными свидетелями домашнего пьянства. Каждый человек, столкнувшийся с алкоголизмом, знает, что это губительное пристрастие отравляет не только физическое здоровье, но и разрушает личные взаимоотношения с родными людьми.

Семьи, в которых родители имеют пристрастие к выпивке, как правило, нельзя назвать благополучными. В них процветает насилие и нарушение психоэмоциональной атмосферы. Дети, растущие в такой атмосфере, зачастую становятся не только свидетелями алкоголизма родителей, но и жертвами их пьяных выходок и капризов. Многие из таких детей имеют психологические проблемы во взрослой жизни, которые мешают им строить отношения с другими людьми и личностно развиваться.

Книга Джанет Войтиц

В 80-х годах прошлого столетия была выпущена книга Джанет Войтиц, в которой было подробно описано психоэмоциональное состояние повзрослевших детей пьющих родителей, особенности их поведения и склонность к регулярному употреблению спиртных напитков.

Зачастую взрослые дети алкоголиков страдают от психологических травм, перенесенных в детстве на фоне пьянства отца или матери.

В большинстве случаев, от посторонних принято скрывать семейные проблемы, связанные с употреблением спиртных напитков. Такая скрытность имеет под собой несколько оснований:


Детям пьяниц часто приходится самостоятельно заботится о себе с малолетства. Мать и отец не уделяют времени на их воспитание. Если они выпивают вместе, то все их внимание приковано к бутылке. Если же алкозависимостью страдает один из родителей, то второй занят активной борьбой с «зленым змием» и не может уделять достаточное количество времени собственным детям.

Зачастую, подросток, растущий в неблагополучной семье, и сам рано начинает употреблять спиртное. Это связано не с генетической предрасположенностью, а с желанием быть замеченным собственными родителями, погрузившись в алкоголизм вместе с ними.

Кто такие «взрослые дети алкоголиков»?

По мере взросления у людей, выросших с пьющими родителями, формируются определенные особенности характера, которые предопределяют их взрослую жизнь. Даже если они станут приверженцами трезвого образа жизни, детские воспоминания, связанные с алкоголизмом, останутся в памяти.

Все малыши, рожденные в семьях наркоманов и алкоголиков, разные. Но пагубное пристрастие родителей накладывает отпечаток на их дальнейшую жизнь. Их дети имеют как внешние отличительные признаки, так и особенности на психическом уровне. Однако не всегда в семьях, где отец и мать злоупотребляют алкоголем, ребенок рождается с явными признаками уродства. Тем не менее, согласно статистике, таким детям сложно нормально жить и общаться, они склонны к безбрачию, наркомании и, соответственно, алкоголизму.

Врожденные внешние дефекты проявляются в следующем:

  • недостатки твердого, мягкого неба, а также верхней губы;
  • утонченная нижняя губа и маленькая верхняя челюсть;
  • слабовыраженная носогубная складка;
  • зауженные глаза с ярко выраженным верхним веком;
  • нос приплюснутый и широкий.

На фото выше видно, какие дети рождаются у алкоголиков.


Особенности ребенка алкоголиков

Кроме того, у нарко- и алкозависимых, ребенок может родиться глухим, немым или слепым. У него даже могут отсутствовать какие-либо части тела.

Главный признак - отставание в развитии, как в физическом, так и в умственном плане. У алкоголиков крайне редко рождаются здоровые дети.

Психические особенности

Помимо косметических дефектов, они имеют отклонения на уровне психики:

Низкая самооценка

Естественно, ни один ребенок не будет гордиться тем, что его родители алкоголики. Если в семье выпивает, например, только муж, то это не так ужасно. Малыш хоть как-то защищен одним родственником. Но ситуация перерастает в катастрофу, когда спиртным злоупотребляют оба родителя. Мало того что жить в такой семье невыносимо, так еще начинаются пересуды окружающих.

Маленький человек начинает ощущать себя «второсортным», у него существенно падает самооценка. А ждать помощи от алкоголика отца или пьющей матери не имеет смысла.

Скрытность в общении

Редко родители, которые злоупотребляют спиртным выглядят хорошо. Ребенок не может привести в гости друзей, потому что стесняется. К тому же в квартире царит «вечный праздник», редко мать алкоголичка следит за порядком в доме.

Неспособность сказать слово «нет»

Родившиеся в неблагополучных семьях, не могут отказать окружающим людям. Психология объясняет это тем, что пьющий родитель (особенно мужчина) под воздействием «зеленого змея» становится очень агрессивным.

В итоге, дети живут в постоянном страхе, бояться отказать в чем-либо неадекватному родственнику. Это накладывает сильный отпечаток в будущем. Человек становится «марионеткой» для окружающих.

С детьми алкоголиков очень сложно найти общий язык, они склонны к нарушению закона.

Синдром ВДА

Взрослые дети алкоголиков страдают, так называемой патологией «синдром ВДА». Согласно статистическим данным, 40%-ов населения в Москве, имеют такое нарушение.

Человек, который жил в неблагополучной семье, не способен адаптироваться в социальной группе, агрессивен, внушаем. Выросшие дети наркоманов и алкоголиков, живут по заложенному с младенчества сценарию.

  1. Взрослым детям алкоголиков сложно сделать выбор «второй половины». Окружающие пугаются их неблагоприятной наследственности. К тому же, сами люди, имеющие синдром ВДА бояться повторить жизнь пьющих родителей.
  2. Неспособность реализации себя в роли родителя. Это редко встречается у взрослых детей алкоголиков, но все же, имеет место быть. Человек ведет себя со своим потомством точно так же, как и его родители с ним.
  3. Трудности с работой. Если человек пошел по стопам родителей, ни один работодатель не будет держать его в компании. Такие сотрудники никому не нужны.
  4. Сложные отношения с окружающими людьми. Взрослые дети родителей алкоголиков очень часто врут. Они не доверяют окружающим, либо, напротив, зависят от их мнения. Все это создает довольно сложные взаимоотношения с людьми.

Люди, которые злоупотребляют «зеленым змеем» или наркотиками и рожают при этом, не отказываясь от пристрастия, кормят их грудным молоком, должны задуматься: каким вырастет их сын или дочь. Они не смогут создать семью, построить карьеру. Таким личностям нужно подумать об этом, и отказаться от пагубной привычки ради потомства.

Помощь детям алкоголиков

Чтобы младенец из неблагополучной семьи не вырос с синдромом ВДА, ему нужна как психологическая, так и социальная помощь.

Социальная помощь

Социальная поддержка осуществляется следующими способами:

  • Патронаж. Такое попечительство берет на себя помощь, профилактику и социальную защиту;
  • Психологически-педагогический центр. Такой человек самостоятельно может обратиться за помощью в такое учреждение;
  • Индивидуальное обучение. Дети алкоголиков очень часто отстают в развитии от сверстников. Именно поэтому создана такая программа по обучению;
  • Беседы для предотвращения риска алкоголизма. Медицинские и социальные работники проводят агитацию против употребления спиртного.

Психологическая помощь

Психологическая поддержка осуществляется при помощи следующих методик:

  • САН - опросник «самочувствие-активность-настроение»;
  • Корректировка нервно-психических нарушений;
  • Комплексная терапия (совместная помощь логопеда, терапевта, психотерапевта);
  • Предотвращение проблем с учебой;
  • Терапия «сенсорным коктейлем». Приятная атмосфера, спокойная музыка и прочее, благоприятно воздействуют на психологическое состояние маленького пациента.
  • не нужно сравнивать их с другими;
  • в начале общения лучше стать для них учителем. И только через какое-то время другом и помощником;
  • корректное отношение. Не заставлять таких детей чувствовать себя человеком «второго сорта»;
    составить график развития согласно возможностям;
  • применять методику «ситуация успеха». Она довольно хорошо стимулирует детей;
  • разумный контроль. Не потакать детям из неблагополучных семей во всем. Должна быть дисциплина.

При помощи поддержки взрослых людей, малыш из семьи алкоголиков способен сформироваться личностью. Психологическое воздействие может помочь справиться с проблемами и начать вести нормальный образ жизни.

Термин «взрослые дети алкоголиков (ВДА)» (DDA, от англ. ACoA — Adult Children of Alcoholics, или ACA — Adult Children Anonymous) первоначально применялся как определение групп поддержки и самопомощи, которые работали на методологической базе движения «Анонимных алкоголиков» (АА) Двенадцатишаговой программы.

ВДА – это люди, которые являются выходцами из семей, где минимум один из родителей являлся зависимым от алкоголя, и в связи с этим они были вынуждены выработать определенные экзистенциальные качества, помогающие «выживать» в данной семье. Однако эти же качества абсолютно дестабилизируют жизнь вне родительской дисфункциональной семьи.

Не следует разделять термин ВДА с термином ВДД — взрослые дети из дисфункциональных семей. Это связано с тем, что подобные проблемы могут касаться не только людей выросших в алкогольных семьях, но и тех, кто воспитывался в дисфункциональных семьях, в которых проявлялись акты всех видов насилия, перфекционизм, религиозный фанатизм, «эмоциональный развод» родителей, запрет на выражения чувств и пр.

Совокупность симптомов с общим патогенезом

Синдром ВДА – это сложное структурное образование проблем и расстройств, вызванных деструктивными личностными схемами, возникшими в детстве в алкогольной семье, которые затрудняют адекватный и непосредственный контакт с актуальной реальностью и провоцируют психологическое застревание в травматическом прошлом. Данные искажения взрослым ребенком не осознаются. Деструктивные схемы провоцируют множество нарушений в контакте с самим собой: создание негативного или расщепленного образа своего «я», инфантильность и игнорирование своих потребностей, застревание в переживании негативных чувств. Приводит так же к проблемам в общении: агрессивность и недоверчивость, переживание амбивалентных эмоций, деструктивные модели взаимодействия. (Z. Sobolewska-Mellibruda)

Следует отметить, что исследования ВДА и ВДД не подтвердили однозначно наличие конкретных специфических, одинаковых для всех черт, которые бы выделяли популяцию людей, выросших в алкогольных и прочих дисфункциональных семьях. Поэтому невозможно утверждать, что все дети, выросшие в дисфункциональных семьях имеют серьезные проблемы и личностные нарушения.

Поэтому «синдром ВДА» в классификаторах DSM-V и ICD-10 не отмечен как отдельная болезнь или расстройство личности. Понятие ВДА применяется в психолого-психотерапевтической практике для определения выходцев из алкогольных (и дисфункциональных) семей, страдающих от этого во взрослой жизни. Пациенты, проходящие психотерапию в учреждениях здравоохранения, получают, как правило, психиатрический диагноз «Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации» (F43).

Типология ВДА/ВДД

Можно выделить несколько типов Взрослых детей алкоголиков/Взрослых Детей из Дисфункциональных семей: отчужденные, грустные, обиженные, зависимые, созависимые, успешные, с чувством неполноценности. (http://www.leczmy-alkoholizm.org/)

Отчужденные , как правило, не отдают себе отчет в том, что то, что они пережили в отчем доме, продолжает оказывать на них серьезное влияние. Чувствуют себя они «иными», более сложными и запутанными внутри. В общении с людьми проявляют высокую степень контроля. Они с уверенностью чувствуют, что окружение оценивает их негативно.

Грустные . Многие ВДА/ВДД проходят периодические курсы лечения депрессии. Они часто сменяют препараты, которые не приносят им желаемого облегчения и не уменьшают общей депрессивной подавленности. Терапию у психолога, как правило, заканчивают они после первого визита, так как боятся бросить свою уже давно привычную беспомощность и подавленность. Их воспоминания переполнены тяжелым опытом потерь. Травматические драмы из детства являются источником неописуемого горя и боли, которые не удается загасить таблеткой.

Обиженные – некоторые из ВДА/ВДД осознают, что были очень сильно ранены в детстве. Они переживают в душе горе, гнев, горечь и даже ненависть к тому из родителей, который пил или проявлял насилие по отношению к ним. Чувствуют себя ранеными и воспринимают мир и людей сквозь призму своей обиды.

Зависимые . Существует группа таких ВДА/ВДД, которые сами становятся зависимыми, употребляющими психоактивные вещества. Начинают они употреблять, потому что не могут справиться с трудностями и внутренним напряжением. Они четко переносят все семейные алкогольные и прочие традиции, способы решения проблем посредством употребления, во взрослую жизнь, фактически полностью копируя ее.

Созависимые — это дети, выросшие в алкогольных и дисфункциональных семьях, осуществляющие с детства опеку и заботу для родственников (по причине их зависимости, болезни, вследствие инверсии иерархии и прочего). Вырастая, они вступают в отношения с людьми, о которых следует заботиться (например, с зависимыми, с тяжело больными и пр.). Жизнь с партнером, который не требует опеки и полного посвящения себя, считают они неинтересной и рутинной.

Успешные – это те ВДА/ВДД, которые служат на ответственных и высокооплачиваемых постах, профессионально успешны. Они с удовольствием и высокой эффективностью будут работать как за высокую оплату, так и за «спасибо». С завидной успешностью они могут решать сложные задачи в условиях стресса и под давлением. Не боятся они сложных заданий и, когда потребуется, смело идут на риск. Они очень ответственные. Окружающие их люди удивляются и завидуют их собранности и внутреннему спокойствию, не понимая, насколько противоречит то, что они видят, тому, что происходит внутри этих людей.

Неполноценные . Опознать «неполноценных» можно по маркерам самопринижения и некомпетентности в общении с окружающими людьми. Влияет на это несколько факторов: укоренившийся из детства образ «я-плохой», отсутствие позитивного опыта близких отношений с людьми и нехватка базовых интерперсональных умений (общение, построение близких отношений, разрешение конфликтов или недоразумений).

Терапия клиентов с синдромом ВДА/ВДД

Терапия ВДА/ ВДД может проводиться в форме индивидуальной или групповой психотерапии.

Индивидуальная терапия предполагает встречи один на один с психологом-психотерапевтом. Этапы индивидуальной терапии соответствуют в полном объеме этапам терапии групповой. Продолжительность от 1 года до 3 лет.

Групповая терапия – это процесс, в котором следует выделять 3 этапа.

На первоначальном этапе терапии важным является углубление понимания, каким именно способом травматический опыт из детства влияет на наши убеждения, поведение и способы решения актуальных жизненных проблем и общением с людьми. Рекомендуемыми методами и техниками работы на данном этапе являются те, что позволят исследовать семейную историю, осознать «синдром предков» и особенности родительской семьи, повлиявших на наше развитие, а так же на то, кем мы являемся сегодня.

Групповая форма работы позволяет почувствовать себя похожим на других, быть понятым, выслушанным и принятым. В группе участники учатся особому совместному пребыванию, которое служит их развитию. В такой группе легче открыться и в дальнейшем справляться с сильными эмоциями и переживаниями вызванными воспоминаниями, тяжелым травматическим опытом.

Второй этап – углубленная терапевтическая работа, направленная на катарсис тяжелых эмоциональных переживаний, которые провоцируют воспоминания о травматический ситуациях. Это работа над «загноившейся раной» души. Терапия способствует ее очищению и заживлению для того, чтобы больше она не влияла на нашу жизнь.

На данном этапе важным является поиск новых и качественных моделей поведения и решения проблемных ситуаций, с которыми ранее не справлялись.

Сутью данной фазы терапии является изменение образа себя в направлении более реального и позитивного восприятия собственной личности – более взрослой, независимой, обладающей большими ресурсами, нежели в детстве. Следует сконцентрироваться на тех ситуациях прошлого, которые затрудняют и делают невозможным использование актуального потенциала.

Третий этап – планирование и достижение реальных и локальных изменений в жизни.

Начинать следует с локальных (точечных, мелких) изменений. Потому что это верный способ, чтобы убедиться в реальности запланированного. Если изменение реально, то можно двигаться вперед, планируя новое. Если нет — мы должны перепроверить свои планы.

Ролью терапевта и группы на данном этапе является сопровождение и поддержка планов отдельно взятых участников.

Достижение стабильных личностных изменений (новообразований) у участников ожидается на протяжении от 1,5 до 2 лет. Продолжительность групповой психотерапии, как правило, занимает от 6 да 12 месяцев.

После психотерапии…

Непосредственно после терапии у участников происходят локальные личностные и жизненные изменения. Далее, они преступают к очередным. Как правило, через год-второй появляются сигналы, указывающие на изменения отношения к миру, к жизни и самому себе.

Посттерапевтические новообразования клиенты констатируют в разных областях. Прежде всего меняется восприятие самих себя в ситуациях социального взаимодействия: чувствуют себя более уверенными, более сознательными относительно своей ценности и своих компетенций. Это связано с ростом ощущения эмоциональной уравновешенности, внутреннего спокойствия. Начинают они все чаще говорить о себе позитивно и бережно относиться к своим границам и потребностям.

Важнейшим новообразование после терапии является готовность к принятию ответственности за свою жизнь. Также появляется стойкое чувство уверенности в завтрашнем дне.

P.S. Cовместно с посещением психотерапевта и профессиональной терапевтической группы, есть еще возможность посещения бесплатных анонимных групп сообщества ВДА…

» Никогда не поздно иметь счастливое детство!»

социальный педагог алкогольный семья

Жизнь ребенка - это неуклонный процесс взросления. Особенно резко ускоряется этот процесс в подростковом возрасте. Маленький мальчик или девочка получают от родителей и от школы во многом идеализированное представление о мире.

Социализация (от лат. socialis - общественный) - процесс становления личности, усвоения индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, воспроизводство и обогащение им социальных связей и социального опыта. (6,с.43)

От того, как происходит это взаимодействие в стихийной, относительно направляемой и относительно социально контролируемой социализации, во многом зависит самоизменение человека на протяжении его жизни, и в целом - его социализированность.

Социализированность - это достижение человеком определенного баланса приспособления и обособления в обществе.

О мере приспособления человека к обществу свидетельствует ряд признаков:

Степень овладения знаниями, умениями и установками, необходимыми для реализации ролевых ожиданий и предписаний, характерных для общества в различных сферах жизнедеятельности (семейной, профессиональной, социальной, досуговой и др.);

Наличие и мера оформленности реалистических в данном обществе жизненных целей и представлений о социально-приемлемых путях и способах их достижения (т.е. мера согласованности самооценок и притязании человека с его возможностями и реалиями социальной среды);

Необходимый на данном возрастном этапе уровень образования.

В качестве признаков обособления человека в обществе можно рассматривать следующие:

Наличие собственных взглядов, способность изменять их и вырабатывать новые (ценностная автономия);

Наличие и характер Я-концепции, уровень самоуважения и самопринятия, чувства собственного достоинства (психологическая автономия);

Реализация избирательности в эмоциональных привязанностях, их сбережение и сменяемость (эмоциональная автономия);

Мера готовности и способности самостоятельно решать собственные проблемы, противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают самоизменению, самоопределению, самореализации, самоутверждению; гибкость и одновременно устойчивость в меняющихся ситуациях, умение творчески подходить к жизни -- креативность (поведенческая автономия). (9,с.287).

Когда рассказывают о вреде, приносимом пьяницами своим детям, тут вроде бы трудно удивить: к этому безобразному явлению люди уже привыкли. Особенно уязвимыми являются дети. Отсутствие необходимого жизненного опыта, неокрепшая психика - все это приводит к тому, что царящая в доме дисгармония, ссоры и скандалы, непредсказуемость и отсутствие безопасности, а также отчужденное поведение родителей глубоко травмируют детскую душу и последствия этого морально-психологического травмирования зачастую накладывают глубокий отпечаток на дальнейшую жизнь.

Известный детский психиатр М. И. Буянов по этому поводу замечает, что нет такой семьи, в которой бы пьянство одного или обоих супругов не приводило к беде. Риск заболеть хроническим алкоголизмом в будущем у детей, выше, чем у тех, чьи родители не злоупотребляли спиртными напитками. Дети пьющих родителей составляют генетическую группу риска по развитию алкоголизма и наркомании. Кроме того, дети из алкогольных семей несут в себе комплекс психологических проблем, связанных с определенными правилами и ролевыми установками такой семьи, что тоже ведет к возможному попаданию их в группу социального риска. Ребенок, чтобы выжить в подобной семье, должен неизбежно усвоить сложившиеся в ней формы поведения, которые в большинстве случаев расходятся с социально приемлемыми вариантами. В семьях с химической (алкогольной) зависимостью, по мнению специалистов, вырабатываются три основных правила или стратегии, которые передаются от взрослых к детям и становятся их жизненным кредо: «не говори», «не доверяй», «не чувствуй». (13,с.92).

Третье правило «не чувствуй» - естественным образом вытекает из первых двух. То, что происходит с ними, может быть больно, грязно, стыдно и безнадежно. Но вместо того, чтобы чувствовать эту острую боль, маленькие люди учатся тому, как ее притуплять. Они вынуждены учиться прятать, отрицать или игнорировать свои чувства. Дети уже в раннем школьном возрасте прекрасно умеют отстраняться от своих чувств и мыслей по поводу происходящего в семье, убеждая себя и окружающих в том, что у них все благополучно. Но, пожалуй, наиболее уязвимыми в этом плане они становятся в подростковом периоде. Как считают специалисты, подросток не только глубоко переживает трагедию, обусловленную пьянством родителей, но часто и сам пытается найти ключ к решению семейных проблем в алкоголе. Вследствие этого довольно быстро и остро протекает процесс разрушения, деградации его личности, который по своему проявлению сходен с нарушениями психического здоровья (в частности, с некоторыми формами шизофрении). Подросток становится грубым, черствым, злобным по отношению к самым близким людям, его эмоциональное развитие резко тормозится, появляется равнодушие, опустошенность, нарастает вялость, апатия, нежелание что-то делать, к чему-то стремиться и вместе с тем рождается агрессивность, склонность к антиобщественным, немотивированным поступкам.

Естественно, вышеуказанные характерологические изменения личности ребенка и подростка появляются не сразу, а формируются постепенно под влиянием жизненного уклада алкогольной семьи и особенностей поведения пьющих взрослых. Опыт работы практических психологов с такими семьями и воспитывающимися в них детьми показал, что отклонения в психическом развитии и становлении личности ребенка в значительной степени обусловлены общей семейной атмосферой. Волей-неволей он оказывается втянутым в решение многих семейных проблем и вместе с взрослыми несет груз ответственности за то, что происходит в доме. Все это не может не отразиться на особенностях его мировосприятия, чувств и поведения.

1. «Этот ужасный секрет семьи». В алкогольной семье родители пытаются скрыть от детей все плохое, что связано с пьянством, хотя сделать это достаточно трудно. Поэтому вся семья вынужденно играет роль вполне благополучной, сокрытие семейных проблем становится образом жизни. Вследствие этого дети оказываются жертвами двойного стандарта: с одной стороны, они видят и понимают, что происходит в их семье на самом деле, а с другой - боятся открыто говорить об истинном положении вещей и о своих проблемах не только с окружающими людьми, но и с близкими, становятся замкнутыми.

2. «Жизнь в укрытии». По мере взросления дети начинают понимать, что люди осуждают пьянство и особенно пьющих родителей. Поэтому всеми силами они стремятся скрыть позор своей семьи от соседей и сверстников, не могут обсуждать интересующие их вопросы с друзьями и учителями из-за боязни, что те посоветуют им обратиться за разъяснением к родителям и таким образом страшная семейная тайна станет известна многим. Привычка к сокрытию обусловливает необходимость игнорировать реальность. В этих условиях секретность, увертки, обман становятся неотъемлемыми компонентами жизни. Чем больше секретности, тем больше запутанности, вины, борьбы, конфликтов и ссор, разъединения членов семьи, психологической изоляции и одиночества.

3. «Что же реально». Ребенку с раннего детства приходится наблюдать несоответствие между тем, что происходит в доме, и тем, что говорят ему взрослые. Подобное противоречие порождает недоверие ко всему, что его окружает, и к самому себе. Желание навести порядок, сделать так, чтобы в семье появился комфорт, а вместе с ним - чувство надежности и безопасности, не получает своего реального воплощения. Ребенок чувствует свое бессилие и потому, не видя выхода из создавшейся ситуации, испытывает страх, тревогу, опасные предчувствия и впадает в состояние фрустрации.

4. «Послания с двойным смыслом». Живущий в алкогольной семье ребенок довольно часто слышит такое, что содержит в себе противоречивый смысл. Подобные обращения к детям называют смешанными посланиями или информацией с двойным смыслом. Например, мать говорит ребенку: «Я тебя люблю, иди, гуляй, не мешай мне работать».

Парадоксальна также ситуация, когда родители требуют от ребенка говорить только правду, а сами всеми силами пытаются скрывать от окружающих то, что на самом деле происходит в семье. Еще большим парадоксом для ребенка является его взаимоотношение с пьющим родителем (отцом). В трезвом виде отец бывает внимательным, ласковым, заботливым, а в состоянии алкогольного опьянения становится агрессивным, злым и даже жестоким. Ребенку трудно разобраться, каков его отец на самом деле добрый или злой, и поэтому он не может поверить в «плохого папу», пытается отрицать правду, связанную с его скверным поведением. Подобная двойственность чувств, испытываемых по отношению к пьющему отцу, изматывает ребенка, может привести даже к нервному истощению.

5. «Борьба, конфликты, ссоры». В алкогольных семьях родители часто выясняют свои отношения в присутствии детей, не стесняясь в выражениях и действиях. Ссоры и постоянное выяснение отношений, как на вербальном уровне, так и сопровождаемые физической агрессией, оказывают на ребенка психотравмирующее воздействие. Часто в родительских конфликтах он видит свою вину и ищет решения семейной проблемы внутри себя. Кроме того, постоянно наблюдаемые споры, пререкания, жалобы взрослых друг на друга приводят к тому, что дети усваивают подобный стиль взаимоотношений между людьми вообще (особенно это касается мальчиков).

6. «Страхи, тревожные предчувствия». Как уже отмечалось нами выше, поведение людей, употребляющих алкоголь, отличается непредсказуемостью. Часто под влиянием алкоголя активизируются низменные чувства человека. Родители могут использовать агрессивные угрозы для демонстрации своей силы. Все это делает атмосферу в семье тревожной и тягостной.

Поэтому дети живут в постоянном страхе и ожидании неприятностей, связанных с поведением пьяного родителя. Они опасаются, что по возвращении домой их встретит разбушевавшийся отец, и поэтому часто предпочитают проводить время вне дома. Задерживаясь вне дома, дети пытаются уберечь себя от того кошмара, который там происходит.

Пьющий отец нередко приводит домой собутыльников и вместе с ними бранится и хулиганит. Когда жена делает им замечания или как-то протестует против их прихода, муж выгоняет ее с ребенком из дома, невзирая на непогоду. Ни плач, ни мольба, ни уговоры ребенка не останавливают его. И это повторяется неоднократно, ребенок живет в постоянном страхе, что отец возвратится домой в состоянии опьянения и ситуация возобновится. И поэтому начинает убегать сам, если отец приходит пьяным.

7. «Разочарования». В алкогольной семье взрослые привыкают к невыполнению своих обещаний. Первоначально дети реагируют на это очень болезненно, их угнетает такая безответственность родителей. Но приученные скрывать свои чувства даже от самых близких людей, они никогда не рассказывают о своих переживаниях, а просто перестают ждать обещанного. Однако для формирования их личности подобное отношение родителей не проходит бесследно. В душе дети считают, что родители совершили предательство, и поэтому перестают доверять всем, кто их окружает. Подобные детские разочарования по поводу невыполненных обещаний приводят к тому, что даже взрослыми выходцы из алкогольных семей продолжают предчувствовать разочарования и никому ни в чем не доверяют, оставаясь социально незрелыми и инфантильными.

8. «Слишком быстрое взросление». Наряду с негативными условиями формирования личности ребенка в алкогольной семье условно можно выделить такой позитивный момент, как более быстрое взросление. В силу сложившихся в семье обстоятельств, связанных с пристрастием к алкоголю кого-то из родителей (а иногда и обоих), старшие дети вынужденные брать на себя их функции по решению материально-бытовых проблем и оказанию поддержки младшим братьям и сестрам. К тому же они вынуждены заботиться и о пьющих родителях и прикрывают дезорганизацию семейной жизни. Несвойственная возрасту забота ребенка о семье, вынужденно взятая на себя родительская роль не позволяет ему испытать детские радости. Понимать это они начинают, только став взрослыми. Им трудно адаптироваться как в широкой социальной среде, так и в своей собственной семье, потому что они привыкли жить в режиме постоянного жертвоприношения и ощущают себя «псевдовзрослыми».

9. «Оскорбления и унижения, включая явное и скрытое сексуальное насилие». Пьющие родители утрачивают внутренний контроль за своим поведением. Они могут проявлять физическое насилие по отношению к детям, не чувствуя и не соизмеряя свою силу, невольно травмировать ребенка или даже нанести ему увечье. Довольно распространенными в алкогольных семьях являются формы наказания, унижающее человеческое достоинство: лишение ребенка пищи, одежды, запирание не долгое время в непроветриваемом помещении, публичная порка и др.

Многие дети, особенно девочки, подвергаются сексуальным оскорблениям со стороны пьющего отца. Явная и скрытая сексуальная агрессия к детям - довольно частое явление в семьях с больным алкоголизмом. Последствия этой агрессии проявляются в виде глубоких психологических травм, сказывающихся на всей последующей жизни подвергшегося сексуальному насилию человека и особенно, когда это произошло в своей семье. Даже став взрослым, такой ребенок продолжает переживать вину, стыд, ненависть к себе, отчаяние, роль жертвы во всех жизненных ситуациях, пассивность, часто впадает в депрессию.

10. «Заброшенный ребенок». Склонные к алкоголизации родители не проявляют должного внимания к своим детям. Даже если в семье только один родитель пьющий, второй, становясь созависимым, всю свою энергию направляет на решение проблем больного алкоголизмом, а дети остаются предоставленными самим себе. Часто в алкогольных семьях детям не обеспечен даже элементарный уход, что представляет серьезную угрозу их физическому и психическому здоровью. Эмоциональным потребностям также не уделяется должного внимания. Результат родительского игнорирования очень скоро начинает проявляться в неумении детей понимать состояние другого человека, сочувствовать и сопереживать ему.

11. «Заниженная самооценка, недостаток самоуважения». Отсутствие заботы и внимания со стороны родителей способствует формированию пониженной самооценки. Причину отсутствия родительской любви дети начинают искать в себе и приходят к выводу о том, что они ее недостойны. Прежде, чем ребенок утвердится в своей самоценности, необходимо, чтобы первоначально это заметили и отметили значимые для него люди. Таковыми для него в первую очередь являются родители. Поэтому он оценивает себя так, как оценивает его они. Кроме того, он переживает чувство вины, стыда за семью, что проявляется в виде недостаточного сознания чувства собственного достоинства.

12. «Жизнь в мире фантазий. Мифы, помогающие выжить». Реальная действительность, с которой соприкасаются дети алкоголезависимых родителей, доставляет им массу неприятных переживаний, от которых они пытаются уйти в мир фантазий. Чаще всего фантазии связаны с ситуациями, типа «Что, если бы мой отец (моя мать) всегда были трезвые…» С одной стороны, дети фантазируют по поводу того, что жизнь их была бы совсем иной, если бы они родились в иное время, в другой семье и т.д. С другой стороны, - фантазии эти, ориентированные на счастливый конец, часто содержат мысли о смерти родителей как возможном варианте избавления от всех бед, связанных с их пьянством. В результате подобного фантазирования у детей могут складываться искаженные представления об окружающем мире и своем месте в нем. Это толкает их к мифотворчеству, главными мотивами которого, по мнению специалистов, могут быть следующие:

причину родительского пристрастия к алкоголю ребенок видит в себе: если он изменится в лучшую сторону, то родители перестанут пить;

переживают чувство социальной дискриминации, считают, что они не такие, как все, что вносит психологический дискомфорт в их существование;

иллюзорно представляют себя хозяевами создавшегося положения, считают, что могут контролировать обстоятельства, однако что-то изменить в семейной ситуации не могут. Невозможность реализовать миф о своем всесилии порождает чувство вины, неопределенность и безнадежность. Попытка сдержать пьянство родителей всегда заканчивается неудачей, контроль обстоятельств не удался, и ребенок еще сильнее винит себя за неспособность что-либо изменить в своей жизни;

ожидают кого-то, кто сможет изменить ситуацию в семье в лучшую сторону. Этот миф появляется на основе чувства собственного бессилия, он снимает вину с ребенка и возлагает ее на какую-то внешнюю силу. Здесь появляется призрачная надежда, однако она блокирует внутреннюю активность, и члены семьи ничего не предпринимают, чтобы исправить положение. Ожидание помощи извне, отказ действовать, стагнация могут привести ребенка к депрессии.

Фантазирование и мифотворчество детей не является чем - то необычным или патологическим, это присуще всем детям. Поэтому склонность к фантазированию детей в алкогольных семьях можно было бы рассматривать как закономерную особенность детской психологии. Но довольно часто фантазии и мифы замещают реальность, используются взамен действительности. Тогда способность быть хозяином своей судьбы не возрастает, а уменьшается, ребенок приучается «плыть по течению».

Таким образом, алкоголизация родителей приводит не только к душевной травматизации детей, но и серьезным образом сказывается на формировании их личности, негативные последствия которого ощущаются всю жизнь. Важнейшие особенности процесса взросления детей из алкогольных семей заключается в том, что:

Дети вырастают с убеждением, что мир - это небезопасное место и доверять людям нельзя;

Дети вынуждены скрывать свои истинные чувства и переживания, чтобы быть принятыми взрослыми;

Дети чувствуют эмоциональное отвержение взрослых, когда по неосмотрительности допускают ошибки, когда не оправдывают ожидания взрослых, когда открыто проявляют свои чувства и заявляют о своих потребностях;

Дети, особенно старшие в семье, вынужденно берут на себя ответственность за поведение других людей. Их часто осуждают за действия и чувства их родителей;

Родители не разделяют чувств и поведения ребенка, и осуждение, направленное на поступки, отрицательно оценивает его личность в целом;

Дети чувствуют себя позабытыми, брошенными и никому не нужными;

Родители могут не воспринимать ребенка как отдельное существо, обладающее своей собственной ценностью, могут считать, что ребенок должен чувствовать, выглядеть и делать то же, что и они;

Самооценка родителей может зависеть от поведения ребенка. Родители могут относиться к ребенку, как к равному взрослому, не давая ему возможности быть ребенком;

Чувства, которые когда-то возникли у ребенка в ответ на ситуацию в семье, становятся движущими силами его дальнейшей жизни. Это вина, страх, обида, злость. Вырастая, дети алкоголиков не осознают этих чувств, не знают, в чем их причина и что делать с этими чувствами. Но именно сообразно с ними они строят свою жизнь, свои отношения с другими людьми, с алкоголем и наркотиками. Дети переносят свои душевные раны и опыт во взрослую жизнь, часто становясь химически. И вновь появляются те же проблемы, что были в доме их пьющих родителей;

Семья с алкоголезависимыми родителями опасна своим десоциализирующим влиянием не только на собственных детей, но и распространением разрушительного воздействия на личностное становление детей из других семей. Как правило, вокруг таких домов возникают целые компании соседских ребят, благодаря взрослым они приобщаются к алкоголю и криминально - аморальной субкультуре, которая царит в среде пьющих людей.(15,с.283).

Таким образом, отрицательное влияние алкогольной семьи на социализацию ребенка заключается в: том, что дети вырастают эмоционально неустойчивым и с заниженной самооценкой. Все эти нарушения значительно затрудняют процесс воспитания и обучение детей, и не позволяет детям успешно адаптироваться в социальной среде.

Федотов И.А.

Кафедра психиатрии

ГБОУ ВПО «Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова» Минздравсоцразвития

Около 40 лет назад внимание исследователей стал привлекать проблемный контингент людей, выросших в семьях страдающих алкогольной зависимостью – взрослых детей алкоголиков (ВДА). Выяснилось, что актуальность этой проблемы обусловлена не только грубой социальной дезадаптацией и виктимностью данной когорты, но и значительной распространенностью данного явления. Так в США около 40 % взрослых людей (около 76 млн. человек) имеют в роду больных алкоголизмом. Доля детей и подростков, у которых хотя бы один из родителей страдает алкоголизмом, в США по данным последних исследований составляет от 1:8 до 1:5. Экстраполируя приведенные общемировые пропорции на Россию, с учетом текущего тренда уровня алкоголизации населения, можно говорить о том, что число ВДА составляет от 25 до 50%.

Психопатологические проявления, ассоциированные с воспитанием в семье зависимых от алкоголя. Негативное влияние алкоголизма родителей может проявляться уже и с самого рождения в форме «алкогольного синдрома плода», сочетающего в себе умственную отсталость и полиорганную соматическую патологию. В детском и подростковом возрасте у детей из этой группы риска больше встречаемость синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и различных невротических расстройств, которые в дальнейшем могут трансформироваться в очерченное расстройство личности.

Наиболее частой «фасадной», но, к сожалению, далеко не единственной проблемой ВДА является химическая зависимость. Многократно доказано, что риск заболеть алкоголизмом у ВДА выше. Частота алкоголизма по данным различных источников у взрослых сыновей составляет от 17 до 70% , у взрослых дочерей больных алкоголизмом - от 5 до 25%, наркомании – около 6% и 3%, токсикомании – приблизительно 17% и 5% соответственно.

Еще одним возможным путем проявления негативных посылов, полученных при воспитании в семье алкоголиков, может являться развитие психосоматических расстройств. В ряде исследований доказано, что у ВДА выше встречаемость болевого синдрома, тика, насморка, энуреза, бессонницы, мигрени и насморка, аллергии, анемии, простуды, проблем с весом. Помимо того, эти люди имеют на 60% больше повреждений и травм, и во многом это объясняется тем, что уже во время обучения в школе они склонны к агрессивному и рискованному поведению.

В то время как у мужчин из группы ВДА в спектре психопатологических проявлений преобладают наркологические заболевания, то для женщин наиболее типичными являются нозологии невротического и пограничного регистра. Сюда относят посттравматическое и другие связанные со стрессом расстройства, а также расстройства тревожного и депрессивного спектров. Также уже более ста лет психиатрам известно, что наличие алкогольной зависимости у родителей – это значимый фактор риска при развитии эндогенных процессуальных психических заболеваний. К подобным выводам приходят и в современных исследованиях, основанных на принципах доказательной медицины.

Нейрофизиологические и психодинамические теории патогенеза. Вклад генетических факторов в появление алкогольной зависимости у ВДА оценивается в 40-60%. Одним из механизмов реализации наследственной преддиспозиции является нарушение контроля поведения и эмоционального реагирования. При реализации данных функций наибольшее значение имеет функциональный комплекс, состоящий из префронтальной и передней части височной коры, базальных ганглиев и таламуса, при этом на амигдалы и вентральный стриатум приходятся функции по определению знака эмоциональной окраски поведенческого акта. Одним из гипотетических механизмов, обуславливающих преддиспозицию к алкогольной зависимости, является нарушение контроля импульсивного и эмоционального поведения, что отражается в нарушении функционирования соответствующих участков. У ВДА показаны нейрофункциональные изменения в функционировании вышеуказанных участков головного мозга, что встречалось и у их родителей. Причем эта дисфункция не приобретается вследствие злоупотребления алкоголем, а является врожденной и реализует генетическую предрасположенность.

Интересной в этом свете также является гипотеза, что наследование алкогольной зависимости от родителей детьми может реализовываться двумя механизмами. Первый – это преимущественно через генетический путь передачи информации, при котором от рождения у ВДА есть дисфункция во фронто-стриатуме, которая проявляет себя сначала в синдроме дефицита внимания с гиперактивностью, затем перетекает в антисоциальное личностное расстройство и заканчивает дебютом аддикции.

Второй – преимущественно психодинамический, при котором ребенок берет от родителей зависимость как вариант неадаптивного регрессивного копинг-механизма, при котором алкогольная аддикция – способ уйти от решения жизненных проблем, что, в свою очередь, приводит к еще большей социальной дезадаптации (так называемый «порочный круг вторичного алкоголизма»). Детям из алкогольных семей уже в первые 6 месяцев жизни свойственны негативные паттерны привязанности: низкий эмоциональный ответ, высокий уровень негативного реагирования, редкие позитивные посылы родителям, а в возрасте 18-36 месяцев у них выявляются явные нарушения поведения с эктернализацией и интернализацией конфликта. При этом имеется разница в оказываемом на ребенка влиянии в зависимости от того, кто страдал зависимостью - мать или отец. Алкогольная зависимость у матери, в целом, является более деструктивной, потому что нарушает симбиотические отношения в первые годы жизни, когда закладываются основы личностной адаптации ребенка. В то же время крепкая привязанность к здоровой матери значительно снижает негативное влияние алкоголизма отца. Помимо того, дети в семьях больных алкоголизмом более часто становятся жертвами физического насилия или инцеста, что также является усугубляющим фактором в становлении виктимных личностных особенностей. Доминирующими эмоциональными реакциями у этих детей являются страх и враждебность, которые впоследствии могут становится причиной психосоматических расстройств и химических аддикций.

Алкогольная семья - это семья с контрастными правилами: они либо слишком свободны, либо слишком строги. В такой семье ребенок очень рано начинает понимать, что алкоголизм - это большой секрет семьи, и все плохое, что с ним связано, необходимо скрывать. В действительности, дезорганизацию, вносимую в жизнь алкоголизмом родителей, полностью скрыть никогда не удается. Вся семья, включая детей, пытается играть в игру: «Давайте притворяться, что все хорошо, давайте все плохое спрячем и тем самым защитимся». Ложь пронизывает все внутрисемейные отношения и проникает дальше, захватывая круг друзей, соседей. Дети знают, что люди осуждают пьянство, что пьяницы - плохие родители. Поэтому дети стремятся всеми силами скрыть «позор» семьи. Они не могут откровенно говорить о семье ни с друзьями, ни с учителями. Секретность, увертки, обман становятся обычными компонентами их жизни. Существуют три основных правила или стратегии в семьях с химической зависимостью: «Не говори, не доверяй, не чувствуй».

Феномен положительной брачной ассортативности. Девушки из семей алкоголиков намного чаще выбирают своим мужем также зависимого от алкоголизма мужчину, их число оценивается в 60-70%. Данный феномен называют положительной брачной ассортативностью. Эти женщины выросли в семьях, где игнорирование признаков алкоголизма (отрицание) было привычным, поэтому они не подготовлены к распознаванию соответствующих признаков этой болезни у своих женихов. Их привлекают мужчины, напоминающие им отцов. Модель поведения созависимой матери легко усваивается дочерью. В браке у этих девушек намного больше риск иметь химическую зависимость, или стать созависимыми, крепко вплетаясь в патологическую семейную динамику аддиктивного симбиоза. Под созависмостью при этом следует понимать «психологическую зависимость, подчинение своего Я, своих чувств, ожиданий, убеждений и восприятия реальности состоянию человека, имеющего химическую зависимость». Для подобного функционирования обязательно наличие гиперфункционала и гипофункционала, коммуницирующих по принципу комплиментарности. При этом обычно муж встает на позицию дефектного, слабого, беззащитного человека, а жена – сильная и доминантная. В такой расстановке ролей и происходит одна их самых популярных в таких семьях психологических игр – «Спасатель».

Аутоагрессия у ВДА. Одним из наиболее трагичных финалов подобного рода отношений является суицидальное поведение. Смертность среди лиц, страдающих алкогольной зависимостью, в 4 раза выше, чем в целом в популяции, причем причиной половины смертей является насильственная смерть, в особенности самоубийство. У ВДА также просматривается подобная тенденция, причем чрезмерная уязвимость этих пациентов к разрывам отношений своими корнями уходит в детство - в то время, когда им часто не хватало поддержки родителей. Пережитые разрывы (в силу смерти, развода родителей или их ухода из семьи), наряду с социальными лишениями, алкоголизмом и нередко психическим заболеванием родителей, вносят свой вклад в возникающий недостаток «хороших» объектов для идентификации. Он препятствует развитию высокой самооценки и адекватных стратегий приспособления к жизни. Проблемы с отношениями во взрослой жизни, чреватые угрозой неминуемого разрыва, часто повторяют усвоенные в детстве модели поведения и актуализируют прежние чувства бессилия, безнадежности и злости. В этой ситуации до точки, когда суицидальное поведение становится единственным выходом. Помимо того, для ВДА характерным является и высокий уровень несуицидальной аутоагрессии: частые травмы, самоповреждения, несчастные случаи и пр.

Заключение. Из всего указанного выше становится понятно, что ВДА являются проблемным контингентом пациентов, у которых достоверно чаще встречается широкий спектр психопатологических проявлений: от уровня психологических проблем до психозов и тяжелых химических зависимостей. Не вызывает сомнения тот факт, что данная ситуация связана с их патологической наследственностью: как с врожденными факторами, так и с особенностями воспитания в семьях больных алкогольной зависимостью. И если на генетический путь передачи мы повлиять пока не можем, то психодинамические аспекты вполне досягаемы для коррекции и лечения.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «api-clinic.ru» — Центр естественной медицины